2 ноября 2019 года исполняется 100 лет Людмиле Георгиевне Гафо – архитектору, чей многолетний труд и профессиональный опыт преобразил вместе с единомышленниками облик города Минска.
Гости города Минска всегда с теплотой и восхищением отзываются о гостеприимстве, красоте и неповторимости улиц и проспектов, о благоустройстве скверов и парков. Вот мы и решили рассказать вам, дорогие читатели, о человеке, который имеет самое прямое и непосредственное отношение к этому.
Преобразился Минск, жилой, фонд которого был уничтожен в годы оккупации на 74 %. Восстановление и реконструкция проводились по генеральному плану, предусматривавшему создание нового общественного центра, четкое функциональное разграничение промышленных районов и жилых кварталов. Но это было уже после Победы в 1945 г.
До этого момента Людмила Георгиевна Гафо жила и училась далеко от Минска, ставшего впоследствии ее родным домом.
Родилась Людмила Георгиевна в семье греческого рыбака в с. Караджа Ак-Мечетского района Крымской области. Это самая восточная часть Крыма – маяк Тарханкут. Он и сейчас светит всем, кто плывет по Черному морю, предупреждая об опасности – впереди скалы. Это удивительное место, как и сам полуостров, который с древнейших времен населяли племена киммерийцев, тавров и скифов.
А в 6-5 вв. до н.э., греки (эллины) основали свои колонии. И в дальнейшем все, кто населял этот благодатный край, оставляли следы своих культур. Развитие архитектуры и изобразительного искусства – от высеченных на каменных плитах боевых сцен, росписи пещерных храмов (византийское искусство), памятников генуэзского зодчества, остатков мечети и медресе, до известных по раскопкам базиликальных христианских храмов с орнаментальными мозаиками и фресками. Как можно жить в такой среде и не выбрать архитектуру – эту «застывшую музыку в камне».
После окончания школы в г. Евпатории Людмила Георгиевна поступает в Одесский инженерно-строительный институт на факультет архитектуры. В 1941 г. после окончания 3 курса института Гафо Людмила Георгиевна вместе с группой студентов была направлена на производственную практику в город Подольск. Но грянула война.
О возврате в г. Одессу или Крым не было и речи. Людмила Георгиевна вместе с сокурсниками перевелась на учебу в Московский архитектурный институт. Учебу совмещали с работой в подготовке г. Москвы к обороне – маскировке объектов города, рытье противотанковых рвов вокруг столицы. Были моменты, когда приходилось прятаться в ров, прикрывая голову лопатой, тем самым, защищаясь от осколков снарядов – это наши зенитки давали отпор немецким самолетам.
В 1942 г. институт был эвакуирован в г. Ташкент, где студенты продолжили учебу, совмещая ее с работой в ночные смены на стройках и военных заводах (формовали снаряды). Преподаватели института организовали архитектурно-строительную мастерскую, где Людмила Георгиевна работала копировальщицей, приобретая навыки для дальнейшей своей работы.
К концу войны архитектурный институт вернулся из Ташкента в Москву. В 1945 г. в числе группы выпускников Гафо Людмила Георгиевна была направлена на восстановление г. Минска.
Трудовая деятельность Людмилы Георгиевны началась в «Белсельхозпроекте», затем работала архитектором при Управлении архитектуры г. Минска, руководимой член-корреспондентом АН СССР и БССР архитектором М. П. Парусниковым, где разрабатывался проект застройки Ленинского проспекта – от дома Правительства до парка им. Челюскинцев (1947 г.), Белгоспроекте, с 1954 по 1984 – главным архитектором проектов в Минскпроекте.
В соответствии с новым генеральным планом (в 1963 архитекторы Л.Г.Гафо, Е.Л.Заславский и др.) создаются системы магистралей-дублеров Ленинского проспекта, а также кольцевые магистрали, строятся крупные жилые районы: Чижовка, Серебрянка, Восток.
За свою долгую трудовую деятельность Людмила Георгиевна принимала участие в проектах и разработках (в авторском коллективе) застройки многих жилых кварталов и микрорайонов г. Минска, промышленных районов по ул. Платонова (1972 г.), район НИИ автопрома (1973 г.), проект силуэта Минска (1973), западной зоны Минска. Разрабатывались схемы размещения зданий культурно-бытового обслуживания, торговых учреждений, спортивных объектов, транспортного хозяйства, автостоянок, автозаправочных станций в г. Минске на разные годы строительства и по разным пятилеткам.
В числе авторского коллектива Гафо Людмила Георгиевна принимала участие в корректуре генплана (1971), ТЭО генплана Минска на 2010 (1979), разработке генплана Минска на 2000 год (1982).
Людмила Георгиевна состоит членом Союза архитекторов с 1946 г. Являлась депутатом Минского областного Совета депутатов трудящихся в 1966 г.
Заслуги этой трудолюбивой и скромной женщины – гречанки оценены государством.
Л.Г.Гафо награждена медалями, в 1979 г – Почетной грамотой Президиума Верховного Совета БССР и премией Совета Министров СССР (1985, в авт. кол.) за разработку генплана развития Минска до 2000 г.
Белорусское общественное объединение греков «ПЕЛОПОННЕС» поздравляет Людмилу Георгиевну с юбилеем, желает ей здоровья, долгих лет жизни, оптимизма, добра, любви и понимания родных и друзей.
Председатель Совета БООГ “Пелопоннес”
Рафаэль Дельянов
Из публикации от 31/10/2009 года
…И сегодня, несмотря на возраст, Людмила Георгиевна внимательно следит за тем, что происходит с Минском.
— Есть два момента, которые, честно говоря, меня несколько не устраивают, — говорит она. — Во–первых, сейчас плохо учитывают те требования, которые ранее были заложены в генплане Минска. Много нарушений в ущерб городу. Например, многие зеленые массивы очень часто застраиваются жильем или общественной застройкой. Во–вторых, мне не нравится, что современные жилые дома выкрашиваются так, как будто это картинка из детского альбома для раскрашивания. Все–таки надо соблюдать стиль, который, несомненно, в Минске присутствует.
— Людмила Георгиевна, а что бы вы посоветовали молодым архитекторам, тем, кто только вступает в профессию?
— Я бы не советовала им идти в архитектуру (смеется).
— Неблагодарная профессия?
— Нет, почему же. Как и всякая работа, она благодарна, когда видишь плоды своего труда. Я бы посоветовала молодым архитекторам больше изучать то, что было заложено до них, переосмысливать и критически переваривать уже накопленный опыт.
Источник: https://www.sb.by/articles/nash-arkhitektor-iz-gretsii.html