18 мая 2018 года в Московском доме национальностей состоялось культурно-просветительское мероприятие «Геноцид – право на память», организаторами которого выступили Московское общество греков, Греческий культурный центр в Москве, клуб греческих предпринимателей «Синергия» («Συνεργία»). Вечер в МДН посвящен памятной трагической дате «19 мая» – Дню памяти геноцида греков малоазийского Понта турками в Османской империи в 1915-1923 гг. Главным долгожданным гостем вечера, греческой общины столицы России стал гость из Греции общественный деятель, творец дня памяти «19 мая» Михалис Харалампидис.
Михалис Харалампидис: «История меняется. Она стучится ко всем нам в дверь».
Программа мероприятия:
Краткий исторический обзор: «Геноцид христианского населения Османской Турции (1908-1923 гг.)». Греко-турецкая война 1919-1923 гг. – малоазийская катастрофа. Эллинизм в регионе. Историческая справка со времен античности до нового времени (VIII в. до н.э. – 1923 год н.э.) – докладчик – директор ГКЦ Феодора Янници.
Концертная программа:
- танцы греков Понта в исполнении танцевального коллектива ГКЦ (художественный руководитель Федор Котенко).
- песни греков Понта, посвященные трагедии Геноцида греков малоазийского Понта – Яннис Кофопулос.
Михалис Харалампидис родился в 1951 году в Александруполисе.
Учился на факультете политической экономии и социологии в Риме.Являлся одним из учредителей ПАСОК в 1974 году.
Член Исполнительного комитета Международного союза прав и освобождения народов, Международной неправительственной организации по правам человека, признанной ООН.
Автор многочисленных трудов, посвященных политико-экономическим процессам в Греции, Международного признания геноцида греков турками в Оттоманской империи в 1916-1923 гг.Подробнее о нем: http://www.greekmos.ru/mihalis_haralampidis/
Вечер «Геноцид – право на память» начался с выступления директора ГКЦ Феодоры Янници, вернувшей внимание аудитории к потрясающему культурному и историческому наследию греческого присутствия в Малой Азии, на Востоке, Понте. Античный, Римского владычества, Византийский периоды. Эпоха турецкого порабощения. Абсолютное унизительное бесправие. Период после принятия Указа султана «Хати Хумаюн» 1856 года, давший грекам Османской Турции, христианским народам права на развитие, национальное и религиозное, экономическое самовыражение и возрождение. Общее численность понтийских греков к 1914 году насчитывала порядка 700 тысяч. В 1865 году – 265 тысяч. Во всей Османской империи к 1914 году греков было порядка 2 миллионов 700 тысяч (по подсчету Вселенского патриархата). Население Османской империи к 1912 году, до воссоединения с Грецией Крита, Македонии и Западной Фракии, составляло 10 млн. 239689 человек, из них 19,35 греки (1.982.376). …История создания в конце 19-го века «Комитета Единства и Прогресса» (партии младотурок), прихода его в 1908 году к власти, реформы «Единства и Равенства», обернувшиеся реализацией человеконенавистнических планов при идейном и моральном участии и подстрекательстве кайзеровской Германии уничтожения христианских народов. «Все элементы, кроме турецкого, должны быть истреблены». Данное решение принято после прихода к власти в ходе переворота 23 января 1913 года, этому способствовало поражение Турции в ходе Первой Балканской войны, триумвирата крайних националистов Джемаля-паши, Энвер-паши и Талаа-паши.
…Феодора Янници в своем выступлении хронологически разделяет геноцида греков Османской империи на 3 этапа: 1908-1913 гг. 1914-1918 гг., 1919-1923 гг. До Первой мировой войны. В период Первой мировой войны. В период усиления во власти и, далее, прихода к власти Кемаля-паши. Жертвы турецкого геноцида – мирное греческое население, уничтоженное младотурками и кемалистами физически, умершее от голода и холода в ходе бесчеловечных переселений из мест их проживания в глубинные области империи, погибшие от бесчеловечного обращения и издевательств в так называемых рабочих батальонах, сожженных заживо толпами мусульманских фанатиков в греческих храмах, целиком в своих греческих селах и кварталах. Наиболее жестокими методами истребления со стороны младотурецкого и кемалистского зверья были на Понте. Все эти зверства осуществлялись турками под дымовой завесой 1-й мировой войны и после нее при полном безразличии государств сильных мира сего, они были увлечены разделением сфер влияния на Ближнем и Среднем Востоке, овладение нефтяным «пирогом» Мосула. Судьбы христианских народов Османской империи стали для этих циников простой разменной монетой. Позорная роль ленинской большевистской России в окончательном истреблении греков малоазийского Понта, которые (греки Восточного Понта), казалось бы, после овладения русской армией Трапезунда 5 апреля 1916 года, обрели надежду на национальное возрождение. Когда миллионы жителей России погибали от страшного голода 1921-1922 годов, Ленин, вместо того, чтобы спасать свой народ от голода, спасал «единоверного» брата Кемаля, отправляя тому золото, оружие, военных инструкторов. Как и позорная роль в трагедии греков Понта и всей Османской империи недавних союзников Греции, втравивших ее в греко-турецкую войну 1919-1922 годов и, в результате, беспринципно предавших союзника.
…Феодора Янници в своем выступлении обратила внимание на то, что сохранение и уважение исторической памяти остается ключевым фактором жизнеспособности и жизнедеятельности, как каждой нации по отдельности, так и всего человечества в целом, обеспечивающее преемственность традиций и культурного наследия из поколения в поколение, а также гармоничное существование и сосуществование наций в рамках правового государственного устройства. И это уважение не должно быть выборочным и всеобщим. «…При этом сегодня, на международной арене, на международном нравственно-правовом поле существует нерешенный вопрос признания Геноцида греков Малой Азии, Анатолии и Понта в период с 1908 по 1923 год. Чтить историческую память в наше время, глобалистского мира, перманентных вызовов, нигилизма, цинизма, стирания исторической памяти, потери идентичности, искажения исторической истины, как никогда, актуально и своевременно; оно продиктовано исторической необходимостью сохранения наших корней, традиций, нашей культуры, преемственности и идентичности».
Выступление Феодоры Янници, сопровождалось видеорядом и выступление танцевального коллектива ГКЦ, который исполнил несколько танцев греков Понта. После завершения выступления директора ГКЦ песни трагедии геноцида греков Понта были исполнены на удивительно пронзительном уровне греческим певцом Яннисом Кофопулосом, который является по своим генеалогическим корням греком Константинополя, но в ком присутствует боль и нерв трагедии греков Понта.
…По случаю дню памяти геноцида греков малоазийского Понта с обращением к грекам России и всего мира обратился президент ФНКА греков России, Координатор САЕ Периферии стран Центральной Азии и Причерноморья Иван Саввиди.
Дорогие братья и сестры!
Ежегодно, в канун исторической для греческого народа даты — Дня памяти геноцида греков Малой Азии и Понта наши чувства обостряются с особой силой, а сердца сжимаются от боли. Мы скорбим и молимся, вспоминая о невинных жертвах и свидетелях катастрофы, об искалеченных судьбах сотен тысяч понтийцев, лишившихся родины, но сохранивших гордость, достоинство и национальную идентичность. Почти сто лет прошло со времен тех трагических событий, однако, до сих пор мы не можем сказать о том, что наш долг перед предками выполнен. Мы требуем не мести за содеянное, мы требуем справедливости и осуждения подобных преступлений со стороны мировой общественности с единственной целью — не допустить их повторения.
Имея такой трагический опыт, мы обязаны с научной точки зрения изучать причины и последствия произошедшего, во всеуслышание говорить о понтийской трагедии с политических трибун, всеми возможными способами распространять информацию о недопустимости преступлений против отдельных народов, против человечности. Таким должен быть исторический вклад понтийского народа в построение достойного будущего без потрясений, кровопролитий и войн. И в этом заключается наш долг перед предками!
Помолимся и склоним головы. Светлая память невинно убиенным. Пусть Господь Бог хранит нас от зла, вдохновляя только на добрые дела и поступки».
Михалис Харалампидис. Понт: Возвращение к древним корням.
Не покривлю душой против истины, если скажу, что абсолютная часть присутствующих в этот вечер в зале московского дома национальностей ждали с нетерпением выступления гостя из Греции, апостола «Понтийского вопроса», выдающегося общественного деятеля, борца за права народов, человеку, которому все мы обязаны фактом наличия дня памяти 19 мая, Михалиса Харалампидиса.
Именно к его выступлению зал дома национальностей заполнился и все, затаив дыхание, слушали его выступление «Понт: Возвращение к древним корням».
Михалис Харалампидис. Апостол «Понтийского вопроса». Наша совесть. Бескомпромиссный борец с греческим компрадорским политикумом, разрушившим великую идею «Романия», борец за полноценную интеграцию греков из пространства бывшего Советского Союза в греческое общество на правах граждан страны, но никак не ее пасынков, кто многократно был цинично обманут греческими политиками и правителями и, вместо античного полиса мечты «Романия», получившего в дар зоны «сегрегации» Аспропирго, Мениди, Кордельо, Никополи и другие. Михалис Харалампидис являлся одним из учредителей партии ПАСОК в 1974 году.
Михалису Харалампидису принадлежит главная заслуга в издании 24 февраля 1994 года Парламентом Греции Законодательного Акта о признании дня 19 мая “Днем Памяти Геноцида греков малоазийского Понта турками в Оттоманской Турции за период 1916-1923 года”, вынесении “Понтийского вопроса” к вниманию европейского и мирового общественного мнения. Это был тот счастливый случай, когда все совпало. Автор идеи имел высочайший авторитет в правящей социалистической партии, которую возглавлял тогда человек с принципами и большим международным именем Андреас Папандреу. Уверяю всех вас, будь у власти в то время партия «Новая Демократия» во главе с Константиносом Мицотакисом, то никакого постановления Парламента Греции от 24 февраля 1994 года по определению не могло быть. Это аксиоматическая истина. Это так, как и идея создания структуры Всемирного эллинизма (САЕ), созданная в эпоху правления Андреаса Папандреу, но, впоследствии, потерявшая свои главные посылы объединения в единое целое всего греческого зарубежья с матерью Грецией, что было заменено на верхушечные борения и страсти, бесконечные пафосные декларации.
…Еще в середине 1990-х годов Михалис Харалампидис предвидел, его выступление на 6-й Конференции ПАСОК, наступление экономического кризиса в Греции, погружающейся беспечно в достижения общества потребления. Он честно и безжалостно поставил диагноз своей родной партии, превращающейся из партии борьба за права сограждан, некогда героев эпоса Политехнио, в партию бюрократов, вкусивших все прелести власти.
…Такие люди, политики и общественные деятели, как Михалис Харалампидис, они раритетны, политикум их выталкивает из своих рядов, как ненужный ему раздражитель.
…Михалис Харалампидис пригласил в своем выступлении московских соотечественников к разговору с историей, стать ее творцами, объединить все силы для сотворения великих планов, перейти, перефразируя слова Вселенского Патриарха Варфоломея «От собрания народа к христианскому собранию»:
«…Когда я начинал «Понтийский вопрос», это вызвало историческое и геополитическое столкновение большее по своему масштабу, чем военные базы в Греции. Сейчас дата памяти 19 мая во всем мире. Это наша дата права на память о трагедии греков Понта. …Приведу вас слова великого Никоса Казандзакиса, этого критянина с чертами лица понтийца, «Даже если ты один, ты должен верить, что ты можешь изменить мир». …Я был одинок, когда взялся за реализацию «Понтийского вопроса». Меня покинули друзья. И все-таки я этого добился – постановления Парламента Греции от 24 февраля 1994 года. Я этого добился именно для греков Понта, для нас. Никогда нельзя терять веру в собственные силы, жить идеалами».
Михалис Харалампидис в своем ярком публицистическом и философском выступлении призвал своих соотечественников в Москве и России, во всем мире осознать истину, что мы не должны и не можем 30-40 лет говорить одно и то же, только петь псалмы о геноциде и танцевать. Память – это не только прошлое, но и будущее. Это возвращение к древним корням, построение на принципах греческого античного полиса городов и греческих общин, это создание повсеместно греческих, наподобие трапезундской, Фрондистирио (культурно-образовательных центров), это разрывание с сегодняшней реальностью потери подлинных ориентиров взращивания интеллектуальной элиты и жизни великими идеями на сегодняшний «дансинг клаб», в эту удобную для себя бухту движение понтийских греков вытолкнули их лидеры и греческое государство. Геноцид, его хронология – это не 1914-1923 годы, это 1914-2018 годы. Почему так? Потому что в продвижении «Понтийского вопроса» отсутствует на государственном уровне. Он напомнил присутствующим о попытках при следующем после Андреаса Папандреу премьер-министре «закрыть» дату памяти 19 мая, как это было сделано с «Романией».
Он констатировал, что на сегодняшний день труды по «Понтийскому вопросу», по геноциду греков малоазийского Понта в Турции, так и не стали предметом глубокого исторического анализа в ведущих университетах мира, в тех же российских МГУ им. М.В.Ломоносова, Московском университете международных отношений и других. Не только в России, но и в Греции. …Авторское отступление. Только недавно, усилия лидера греков России Ивана Саввиди, в Салоникском университете имени Аристотеля открылась кафедра Понтийских исследований. Парламент России 2 года назад посчитал недостаточно документально обоснованным факт геноцида греков Понта в Османской империи. Именно с позиций научной литературы, изданной российскими авторами! Все эти пробелы необходимо восполнять в ближайшие 3-5 лет, чтобы законодательный акт Парламента России о признании геноцида греков Понта в Турции в 1915-1923 гг. стал реальностью. Мы обязательно должны добиться этого! Необходимо переводить на русский язык труды Михалиса Харалампидиса, Костаса Фотиадиса, Фаниса Малкидиса и других авторов. Необходимо вызвать интерес к данной теме у российских историков, которым надо создать все условия для работы в этом направлении: документы, гранты.
Михалис Харалампидис обратил внимание присутствующих на положение в среде ромей (греков) мусульман на Понте, криптохристиан:
«Понт возвращается к античной греческой идентичности. Создание Турецкого государства с турецкой идентичностью, истребление других автохтонных идентичностей в Малой Азии, потерпело крах. Планы кемалистов по истреблению понтийского населения потерпели фиаско. Там живет понтийское население, которое сегодня идет по пути обретения своих истоков. Понтийцы Трапезунда не могут принять и смириться с постулатом турецкой историографии, что их история берет начало с 1461 года или 1923 года. Трапезунд и Понт были центрами цивилизации. Понтийский вопрос – это не только вопрос прошлого, но и настоящего и будущего. Он с каждым годом актуализируется. Непонимание этих процессов, «гул Анкары», вызывает в цивилизованном мире недоумение. Есть такая категория «коэфицент истории и памятников». Какие ссылки в этом регионе на историческое присутствие «волков» (турок)? Живущий там, даже если не является понтийцем, им становится! Варварский акт о перевоплощении Святой Софии Трапезундской в мечеть говорит нам только об особенном антигуманном варварстве турецкого ислама. Сегодня весь мир должен знать об этом преступлении. Русская и греческие церкви должны поднимать этот вопрос на всех политических уровнях, как политическое руководство, общества стран. Понтийское население на Понте сегодня возрождается и возвращается к своим истокам. Мы хотим на Понте иметь те же права, что имеют сегодня баски и каталонцы, те же права, что имеют мусульмане в Западной Фракии. История меняется. Она стучится нам в двери».
…В своем выступлении он вспомнил о роли великих греков родом из Малой Азии и Понта, наших великих современников соотечественников Одиссея Димитриади и Феохариса Кессиди, стоявших с ним рядом в ходе избирательной кампании 1999 года. Великого археолога Виктора Сарианиди – потомка греков Аргируполи на Понте. Он говорил о великой роли понтийской женщины, принявшей на себя главный удар турецкого геноцида. В заключение своего выступления он сказал, что Малая Азия, родина великих греческих философов и отцов Церкви, великого государственного и церковного деятеля, мыслителя Виссариона Трапезундского, обязательно станет зоной гуманизма, но никак не турецкого варварства. Процессы возвращения к истокам на Понте уже пошли.
…Присутствующие на памятном мероприятии задали Михалису Харалампидису вопросы, которые касались, как современного положения вещей в Греции, греческом обществе, так и процессов в Понтийском эллинизме, исторических судьбах греков России. Этот диалог, убежден, был крайне полезным и будет обязательно иметь свое скорое продолжение. Михалису Харалампидису, по его признанию автору данной публикации, понравилась атмосфера встречи, вопросы, присутствие на встрече молодежи не только понтийской.
История стучится к нам в двери. Мы же должны соответствовать всем ее вызовам.
Никос Сидиропулос. Москва.
Фотографии: Родион Узбек