Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ
Работы Фотоконкурса «Греческий след в России». 2024-09-10T16:06:06+03:00

Всероссийский фотоконкурс «Греческий след в России».

Период приема работ: с 15 июня по 1 сентября 2024 года.

Объявление результатов: 10 сентября 2024 г.

Награждение победителей: 15 сентября 2024 г.

Положение о Конкурсе https://www.greekmos.ru/fotokonkurs_grecheskiy_sled_v_rossii/


Елена Попандопуло (Геленджик)
«Театр»
(с.Кабардинка. Культурный центр «Старый парк». Черноморская 55)

В селе Кабардинка в культурном центре «Старый парк» находится потрясающее место — театр Старого Парка. В зале буфета мы видим витрину с куклами ручной работы, изображающими мифологических героев Древней Греции. Это прекрасный Дионис, покровитель театрального искусства, муза трагедии Мельпомена, муза комедии Талия и другие.
В Древней Греции театр был одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень. Для греческого театра поэтами были созданы образцы драмы, имевшие влияние на драму римскую и новоевропейскую. Некоторые из этих образцов с незначительными переменами удержались в репертуаре новых театров и до сих пор появляются на сцене в подлинном их виде или в точных переводах на новые языки. 


Леонов Дионис (Ростов-на-Дону)
«Греческий храм Благовещения Пресвятой Богородицы»
(Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 58)

Я грек, и для меня очень важно и значимо, что в моем городе находится единственный в России Греческий храм: храм Благовещения Пресвятой Богородицы, построенный в неовизантийском стиле — это символ веры и культуры греческого народа, место, где находятся уникальные святыни, в том числе святыни греков Понта.
История этого места началась задолго до революции, когда первый Греческий храм был построен на территории, принадлежавшей “Эллинскому благотворительному обществу”. Средства на его строительство были пожертвованы греческой диаспорой. Но после революции храм был закрыт и преобразован в Театр кукол, что стало большой потерей для греческого сообщества.
Благодаря решимости и вере лидера греков Ивана Саввиди, было принято решение о воссоздании Благовещенской греческой церкви. Торжественная закладка нового здания состоялась 22 сентября 2007 года. Архитектором стал А. Г. Шевченко.
С годами храм обрел свой неповторимый облик: мраморный пол, иконостас ручной работы, иконы афонских мастеров и фрески Димитриса Цьяндаса, вдохновленные мозаикой из Святой Софии. Посещение храма Святейшим Патриархом Кириллом подчеркнуло его важность не только для греков, но и для Русской Православной Церкви.
Благовещенский храм – это не только место для богослужений, но и культурный центр, где живет и сохраняется греческое наследие. В храме поёт византийский хор.
Благодаря усилиям греческой диаспоры, греческий храм Благовещения Пресвятой Богородицы включен в туристические маршруты для жителей и гостей города Ростова-на-Дону, его посещают тысячи паломников из разных городов и стран. Храм построен на средства Благотворительного фонда Ивана Игнатьевича Саввиди и является жемчужиной архитектуры Дона. 


Леонова Мелина Пантелеевна (Ростов-на-Дону)
«Здание Эллинской школы имени Ф.А. Феофани»
(Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 48)

Я гречанка, и история моего народа уходит корнями вглубь веков, в эпоху, когда мудрость Греции была светочем для всего мира. В Ростове-на-Дону стоит здание, которое является живым свидетельством этого великого наследия – Кировский ЗАГС, ранее известный как Эллинская школа имени Ф.А. Феофани.
В 1911 году, на участке земли, принадлежавшем Эллинскому благотворительному обществу, было заложено здание, которое стало символом стремления греческой общины к знаниям и просвещению. Основателем школы был Харлампий Афанасьевич Феофани, чье имя до сих пор вызывает уважение среди греков Ростова. Он построил это здание в память о своем брате Феодоре, и на фасаде было высечено: «Феофани Ф.А. Эллинская школа».
Школа была не просто учебным заведением, она стала центром греческой культуры и образования. Здесь, в стенах, наполненных смехом и голосами детей, учились мальчики и девочки, для которых греческий язык и традиции были живыми и значимыми.
С течением времени здание школы видело многое: оно служило лазаретом в годы Первой мировой войны, превратилось в школы 1-й ступени, а позже – в музей изобразительных искусств. Но даже изменяя свои функции, оно всегда оставалось частью греческой истории города.
В начале 1970-х годов здание было передано ЗАГСу, и после реконструкции, проведенной заслуженным архитектором Яковом Занисом, оно обрело новую жизнь. С 1974 года здесь начали соединять свои судьбы молодожены, и каждая свадьба, каждая пара, проходящая через его двери, продолжает историю любви и семейных традиций.
Благодаря усилиям греческой диаспоры, здание Эллинской школы имени Феофани, ставшее Дворцом бракосочетания, вошло в туристические маршруты города Ростова-на-Дону и продолжает быть живым свидетельством греческого следа в России, символом устремлений и достижений моего народа. И каждый раз, проходя мимо, я чувствую гордость и благодарность предкам, которые оставили нам такое наследие.


Константин Бисти (Санкт-Петербург)
«Балаклава. Калимэра, господа!»
(Крым, Балаклава, набережная Назукина)

В период великой греческой колонизации VIII–VI веков до н. э. жители Эллады заселяли побережья Средиземного и Черного морей. Греки несли с собой свою высокоразвитую цивилизацию: демократическое устройство общества, культуру, науки и искусства. Они распространяли свои знания и ремёсла, живопись, скульптуру, архитектуру. С ними появлялись дороги, театры, музеи, развивалась торговля и мореходство. На заселённых эллинами землях возникали греческие города — полисы, многие из которых сохранились вплоть до наших дней.
Одним из таких городов и является Балаклава, расположенная в прекрасной бухте, служившей гаванью для мореплавателей с незапамятных времён. Первое упоминание об этой гавани оставил Гомер в поэме „Одиссея“. Второе — так же находится в греческом эпосе. Это миф про Ареста и Пилата, которые прибыли туда с целью выкрасть статую Артемиды.
В VI веке до н. э. началась греческая колонизация Крыма. Балаклавскую бухту эллины назвали Символон Лиман (Σύμβολον Λιμάν) — „отличная гавань“. Это название и дало первое имя поселению, основанному греками на этом месте. С тех пор Крымские земли не раз переходили из рук в руки, а греки так всё время и считали основанные ими города своими. Они приезжали туда, селились и жили, сохраняя свой уклад, религию, язык и культуру. В Крымских историях Куприна говориться, что здороваются в Балаклаве не иначе, как „Калимера, господа!“.
До наших дней многие жители Балаклавы носят греческие фамилии и гордятся своими греческими корнями. Среди них есть и фамилии моих предков. Мой пра-прадед грек из Салоников Спиридон Гинали после участия в Крымской войне 1856 г. остался жить в Балаклаве, а прадед Леонид Бисти — в 1872-м году переехал туда из Греции с острова Андрос. И несмотря на то, что я родился и вырос в СССР в Ленинграде, я тоже считаю Балаклаву своим городом, а Грецию — своей исторической Родиной.
Жить вдали от Греции, оставаясь при этом греком — древняя эллинская традиция.

Евгений Никишин (Сочи)
«Святая София»
(Сочи, Адлерский район, с. Монастырь)
Мало, кто знает, что на территории Сочи есть настоящие руины храма-крепости, который относится к 9-10 веку.
Находятся остатки греческой крепости на невысоком холме высотой 200 метров рядом с водопадом “Пасть дракона”, там, где река Глубокий Яр впадает в Мзымту. Подниматься надо, где начало тропы на водопад, туда ведет узкая, но довольно крутая тропинка вверх. Если погода дождливая и трава мокрая, то по ней лучше не подниматься, легко сорваться вниз. Подниматься на холм недолго, прогулка займет 1 час.
Добраться до этих мест можно на любом автобусе, который едет на Красную Поляну, остановка называется “Монастырь”. Далее пару километров надо пройти вниз в сторону реки Мзымта, есть указатели и толпы туристов, которые подскажут как дойти.
На вершине холма, где крепость открывается красивая панорама на ущелье Ахцу и реку Мзымта. Сам исторический памятник найден в далеком 1948 году, обследован впервые спустя 20 лет. Он представляет собой редкое средневековое строение. Считается памятником архитектуры и археологии.
В 15 минутах езды, находятся два греческих поселения поселок Красная Поляна и селение Лесное.

Андрей Нагин (Сочи)
«Прометей»
(Сочинский национальный парк, вершина Орлиных скал)
Прометей был одним из титанов в древнегреческой мифологии, защитивший людей от произвола богов, царь скифов. Двоюродный брат Зевса.
Прометей был первым из богов, который пришел на помощь людям, не ожидая награды. Прометей похител огонь у Гефеста, унёс с Олимпа и передал его людям. Он научил людей различным ремеслам и искусствам. Зевс не простил Прометею этого поступка. За это Зевс приказал Гефесту приковать цепями Прометея к скале. Каждый день огромный орел прилетал и терзал его печень, которая постоянно восстанавливалась, потому что он был бессмертен. Прометей был обречен на длительные страдания за свои деяния, пока его не освободил из заточения другой герой — Геракл.
Геракл же и убил из лука стрелой орла.
Древнегреческий поэт Эсхил говорил: „Все искусства у людей от Прометея“.
Прометей сознательно выбрал путь служения людям. У него было благородное сердце. Мудрецы советовали брать примеры бескорыстия с мифического героя. Миф возвышает человека высокими моральными качествами и духовной красотой, которая может стать образцом для потомков.
Традиция зажигать олимпийский огонь существовала в Древней Греции во времена античных Олимпийских игр. Олимпийский огонь был напоминанием о подвиге Прометея.
В 1998 году на вершине Орлиных скал, у самого обрыва была установлена скульптура Прометею.
Автором проекта является скульптор Капралов Александр Николаевич.

Юлиан Семенов (Донецк)
«Памятник Николаю Критскому в Бердянске»
(г. Бердянск, Приморская площадь)

Я приазовский грек и про огромный след греков в Донецкой области я очень хорошо знаю. Но недавно я был удивлен, увидев памятник в г. Бердянске. Это памятник Николаю Критскому (17? -1834? гг.) российскому контр-адмиралу греческого происхождения. Он исследовал черноморские глубины и дно Азовского моря, составил планы острова Змеиный и Тендровской косы, сделал обмеры южного берега Крыма от Севастополя до Керченского пролива. На основании его рапортов графу Воронцову в 1825 г. правительство царской России приняло решение о начале строительства торгового порта в Бердянском заливе: “…порт при сей косе уступит разве Севастопольскому”, т. к. порт в г. Таганроге не справлялся со своими задачами.
И вот, в 1999 году на центральном городском проспекте Бердянска, на пересечении с Приморской площадью, справедливо появился памятник „Кораблик“-„Парусник“, так его называют местные, капитану II ранга Николаю Дмитриевичу Критскому, исследования которого заложили основы для появления этого города.

Димитриу Николаос (Москва)
«Храм Святого Андрея Стратилата»
(г. Москва, Андреевская набережная, 2)
На фотографии – Андреевский ставропигиальный мужской монастырь, а именно надвратный храм во имя Святого мученика Андрея Стратилата (1675 года постройки). В стенах Андреевского монастыря в 1648 г. было основано ученое братство под непосредственным руководством братьев Иоанникия и Софрония Лихудов. Затем братство переехало в Заиконоспасский монастырь уже под названием Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве.. Нынче же братией Андреевского монастыря руководит игумен Дионисий (Шленов), заведующий Греческим кабинетом, руководитель аспирантуры МДА. Богослужения проходят по византийскому греческому чину.

Александрис Георгиади (Севастополь)
«Χερσόνησος»
(г.Севастополь, ул.Древняя, д.1)

Херсонес (Χερσόνησος) – полис, начавший свою историю в 5 веке до нашей эры. Довольно большой торговый город с обширной хорой. В настоящее время найдены богатейшие сельскохозяйственные усадьбы номер 9 (математика Эвклида), 25, 26, 31 и другие.
Город, где греческая речь не умолкала вплоть до 14-15 века, а последние его жители покинули только тогда, когда тот превратился в небольшую деревушку.
Город, крестивший крестителя Руси.
Город торговцев и мореплавателей.
Город богини Девы.
Город живой и по сей день. 


Иерей Виктор Ленок (Москва)
«Мощи Максима Грека в Лавре»
(Московская область, г.Сергиев-Посад, Трапезный храм Троице-Сергиевой Лавры)

Когда приходишь в Лавру в Трапезный храм Преподобного Сергия, слева и справа у пределов стоят гробницы с мощами.
Слева находятся мощи преподобного Максима Грека – Афонского инока, русского богослова, переводчика и просветителя, приехавшего в Москву для помощи в переводе богослужебных книг и святоотеческих толкований с греческого языка на русский.
Авва Максим трудился день и ночь. Он писал письма против магометан, папизма, язычников. Перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал много собственных сочинений.
Среди них были «Главы поучительные к начальствующим правоверных» для великого князя, решившего изменить своей неплодной жене. За это он был заточен в темницу и пробыл в ссылке более 20 лет.
Там он написал автобиографическое произведение, в котором рассказал свои мысли: “Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа…”.
С Преподобного Максима сняли все обвинения, когда ему было около 70 лет, он не вернулся на Афон, а навсегда остался в Троицком монастыре аввы Сергия.
Когда был студентом Московской Духовной Академии, всегда с братьями подходили к авве Максиму на поклон перед сдачей экзаменов по древнегреческому и другим языкам, чтобы по его молитвам Господь нашёл нужные слова при переводе. Экзамены сдавал на отлично.
Преподобный отче наш Максим Грек моли Бога о нас!


Леонид Курпа (Москва)
«Село Лаки. Крымская Хатынь»
(Крым, Бахчисарайский район)

Вообще-то этого села нет. В марте 1942 года немцы его сожгли вместе с  жителями, после чего эта маленькая греческая деревенька получила ещё одно название – «Крымская Хатынь», по аналогии с Хатынью белорусской.  
Говорят, в соседних татарских сёлах нашлись таки несколько человек, предавших партизан. В Лаках не нашлось ни одного. За эту верность народным мстителям  и непокорность врагам жители Лаки  поплатились кровью. Несколько десятков из них немцы сожгли заживо вместе с домами, а оставшихся в живых увезли с собой, и судьба их неизвестна.
Я слышал об этой истории, но не знал главного: именно в этих местах жили мои предки, греки-румеи, представляющие одну из ветвей крымских (византийских) греков, которых в  70-х годах 18 столетия  указом Екатерины Второй переселили в приазовские степи.
Об этом, в частности, рассказал мне  монах Пимен, служащий в храме Святого Луки, который вырос на месте исчезнувшей деревни  и старой церкви благодаря одному из наследников погибших здесь греков – предпринимателю Игорю Лели. Завез стройматериалы, нанял специалистов, которые и занялись ее восстановлением. Храм выстроил, а сам, к сожалению, умер в 49 лет, и упокоился здесь же,  у храма.
Рядом, на пригорке, стоит каменная плита с высеченными именами сожженных заживо селян. Хотя памятником им служит здесь все, даже воздух, напоенный ароматом трав, а также дышащая особой святостью земля. А ещё – тишина, которая звенит в ушах, и она, наверно, и есть тот  главный реквием по погибшим.
В память о посещении родины предков я набрал горсть земли из садика, что неподалеку от храма, и разбросал на подмосковной даче. Теперь это и моя земля, и она будет со мной до конца дней. А может, и после, если я попрошу положить ее с собой.


Канисиди Лияна (Геленджик)
«Афина, дочь Зевса!»
(Геленджикский район, село Кабардинка, Культурный центр Старый парк)

На фото Канисиди Афина на фоне прекрасного творения архитектора Александра Алексеева в селе Кабардинка, Геленджикского района.
Культурный центр «Старый парк» – Изюминка нашего курорта. На территории центра представлены объекты архитектуры и скульптуры, православный храм, театр и дом искусств и многое другое.
Почетное место здесь занимает аллея цивилизаций! Храм Зевса – монументальное и сакральное строение, которое появилось одним из первых в ранние годы развития и становления парка.
Не удивительно, ведь мы с Вами знаем, как сильна связь Черноморского побережья России с Элладой и греческой культурой в целом.
Для нашей семьи это место особенное! Мы ожидала гражданства Греции ровно 15 лет! И именно на этом месте получили звонок и поздравления из консульства! Все случайности не случайны! И я просто не могла не запечатлеть нашу Афину на фоне этого потрясающего строения. Специально для этого мы отшили для нее этническое платье. 


Вершинина Ксения (Москва)
«Грязелечебница им Н.А. Семашко»
(Ставропольский край, г.Ессентуки, ул. Н.А.Семашко, д.10)

Ессентукская грязелечебница занимает половину квартала в центре города Ессентуки и является визитной карточкой города.
Архитектор Евгений Шреттер.
Строительство грязелечебницы началось в 1913 году и велось очень активно, несмотря на начавшуюся Первую мировою Войну.
22 июля 1915 года состоялось торжественное открытие грязелечебницы, названной Алексеевской в честь Алексея Николаевича Романова. И учреждение начало функционировать, как лечебное.
В 1923 году грязелечебница получила имя Семашко Николая Александровича первого наркома здравоохранения. Под чьим руководством Грязелечебница была вновь восстановлена после сильного разрушения во время Гражданской войны.
Главный фасад украшен портиком с двумя рядами ионических колонн. По сторонам от парадного входа установлены скульптуры древнегреческих богов — Асклепия бога врачевания и его дочери богини чистоты здоровья Гигеи, а рядом с ними грозные львы убивают змею нездоровья.
В период Великой Отечественной Войны (1941—1945 годов) Грязелечебница сыграла большое значение. Здесь был организован санитарный пропускник для всех поступающих раненых. В Грязелечебнице проводилось лечение травм грязью. В период оккупации Грязелечебница использовалась как баня первого класса. После окончания Великой Отечественной Войны Грязелечебница вновь начала функционировать как лечебное учреждение.
В наши дни Грязелечебница в г. Ессентуки функционирует и каждый может приехать на лечение, а также окунуться в мир древней Греции и увидеть скульптуры, которыми оснащены фасады здания отражают тематику лечебного процесса, грозных львов, великолепную греческую архитектуру своими глазами.


Екатерина Шалладиа (Москва)
«Античный храм в центре столицы России»
(Москва, ул.Волхонка, д.12)

В 1896 году И.В. Цветаев, отец поэтессы Марины Цветаевой, опубликовал условия архитектурного конкурса для строительства здания Музея изящных искусств имени императора Александра III. Проект должен был быть выполнен или в формах античной архитектуры, или в стиле эпохи Возрождения, чтобы избежать эклектичного соединения стилей, которым увлекались архитекторы того времени. Конкурс выиграл молодой архитектор Роман Клейн с участием главного инженера Ивана Рерберга. Именно они придали зданию вид античного храма на высоком подиуме. Цветаев, стремясь к научной точности, постоянно снабжал архитектора специализированной литературой по образцовым памятникам архитектуры того времени, которые должны были быть использованы в качестве ориентиров при проектировании. Благодаря этому главный фасад музея украшает колоннада, в увеличенном масштабе воспроизводящая пропорции колоннады восточного портика Эрехтейона, храма, находящегося на афинском Акрополе. Рисунок капителей этих колонн в точности повторяет древний образец.
Музей открылся в 1912году и вызвал огромный интерес у публики.
«…Мнится, что сегодня вся старость России притекла сюда на поклон вечной юности Греции. Живой урок истории и философии: вот что время делает с людьми, вот что — с богами. Вот что время делает с человеком, вот что (взгляд на статуи) — с человеком делает искусство. И, последний урок: вот что время делает с человеком, вот что человек делает со временем. Но я об этом, по молодости лет, не думаю, я только чувствую жуть». Из очерка Марины Цветаевой «Открытие музея».
Сейчас это Пушкинский музей (ГМИИ имени А. С. Пушкина), который находится в самом сердце столицы России, напротив Храма Христа Спасителя. Музей всё также притягивает к себе внимание не только благодаря своей архитектуре, но и собранной тут коллекции произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства.


Марина Маркина (Москва)
«Обсерватория Московского государственного университета»
(Москва, Нововаганьковский пер., дом 5, стр. 1)

Я — москвичка. Начала узнавать Москву, её историю и архитектуру только после выхода на пенсию. Интересно узнавать историю родного города, её создателей и купцов-меценатов, которые способствовали развитию искусства, науки, архитектуры.

На фото — одна из астрономических башен, являющаяся частью комплекса зданий Обсерватории Московского государственного университета им. М. Ю. Ломоносова. Обсерватория была построена на участке земли, дарованной Университету «просвещённым греком»дворянином, купцом, коллекционером, меценатом и благотворителем Зоем Павловичем Зосимой.

Зой Зосима родился в 1757 году в Янине, городе на северо-западе Греции. Его семья перебралась в г. Нежин. Позже Зой Павлович обосновался в Москве, где выбрал направление своей благотворительной деятельности — Просвещение.

В 1827 году Зой Павлович пишет письмо попечителю Московского учебного округа Александру Писареву: «Милостивый государь, Александр Александрович! …Принадлежащую мне дачу, находящуюся в Пресненской части на трех горах, я… имел желание и теперь желаю пожертвовать оную Императорскому Московскому университету на устройство на оном месте Обсерватории, или на что другое полезное с Высочайшего утверждения Его Императорского Величества. Да послужит сие приношение мое новым доказательством отличного уважения моего к Московскому университету, коего я имею честь именоваться Почетным членом».

Подписанное по-гречески письмо о желании пожертвовать дачу Московскому университету стало частью официального завещания Зоя Павловича. Он скончался в 1827 году, так и не дождавшись открытия обсерватории. Похоронен в Донском монастыре. Обсерватория Московского университета открылась в 1831 году в доме № 5 по Нововаганьковскому переулку.


Элина Сурта (Москва)
«Базилика»
(Херсонес, Республика Крым)

В переводе с греческого базилика Базилика (βασιλική) – царский дом. А в последующем базиликой стал именоваться особый тип прямоугольного строения с соответствующим расположением рядов колонн, разделяющих внутреннее пространство на нефы. Данная базилика была найдена в результате раскопок археолога Григория Дмитриевича Белова в 1935 г. В ходе исследований было установлено, что данная базилика была построена примерно в конце VI — начале VII в., а разрушена – в Х в. Состояла она из трёх нефов: двух боковых и одного центрального, разделенных двумя рядами мраморных колонн по 6 в каждом. Полы боковых нефов были устланы мозаикой, а полы центрального – мраморными плитами. В ходе раскопок плиты были подняты и на обратной стороне были обнаружены изображения древнегреческих богов: Диониса, Силена, Аполлона, Сатира. Так же в центральном нефе Беловым были обнаружены фрагменты штукатурки с фресками. К сожалению, они погибли в годы Великой Отечественной войны. Из всех базилик, найденных в Херсонесе, эта самая известная.
И как гречанка, и как инженер-строитель, к посещению таких мест отношусь с особым трепетом и чувством гордости за наших предков. Только Боги знают сколько историй и тайн хранят эти безмолвные свидетели на берегу самого синего в мире Чёрного моря. Видимо, по их милости, они и сохранились до наших дней. Чтобы каждый из нас мог, в буквальном смысле, прикоснуться к истории.


Николай Кешишев (Москва)
«Тверской Афон»
(Тверская область, Калининский р-н, д. Николо-Малица, ул. Школьная, 17)

Традиции в греческой семье играют главенствующую роль. Наши предки из поколения в поколение передают православную веру как главный источник душевной гармонии и счастья человека. Так, моя бабушка Ксения перед смертью завещала свою Веру моему отцу Георгию!
В прошлом году летом я вместе со своей семьей открыл Николо-Малицкий мужской монастырь в тверских лесах и будто вновь очутился на Афоне. Оказалось, что восстановление монастыря проводилось по подобию храма Святого Пояса Богородицы Ватопедского монастыря.
Неовизантийский стиль архитектуры, богослужения и песнопения на славянском и древне-греческом языках (хор “ΑΞΙΟΝ ΕΣΤΙΝ”), склад жизни по канонам Византии. Это и есть историко-культурные корни двух народов России и Греции, обогащающие наши души!


Мельницкая Анна (Мариуполь)
«Камень основатель в селе Урзуф»
(ДНР, село Урзуф)

Я гречанка. Я горжусь своей национальностью и нашей великой историей и не хотела бы забывать свои корни, свое происхождение.
Хочу рассказать про курортный поселок государственного значения Урзуф, который основали греки.
Урзуф. «Камень с основателями» — памятник культурного наследия. Урзуф был основан в 1780 году греческими переселенцами из Крыма. Урзуф — село в Северном Приазовье, расположенное в 50 км к юго-западу от Мариуполя.
Поселок Урзуф основали греки, которые пришли в Азовье из Крымских поселений Гурзуф, Маджарь и Кизил-Таш. В то время Приазовье было пусто и безжизненно. Скифы звали эту местность «Ачарияй» (означает примерно “дикое плодородие”). А до прихода греков в Урзуфе существовал казацкий зимовник. Поселок имеет насыщенную историю. Последние сто лет Урзуф называли и Зеленое, и Гурзуф, и Приморское. Греки поселка продолжают соблюдать древнейшие традиции, здесь можно видеть огромное количество построек, выполненных в характерном стиле.

Дарья Александрова (г. Севастополь)
«Новая жизнь Древнего Херсонеса»
(г.Севастополь, Херсонес Таврический)

Живу в Севастополе с 2014 года. Древний Херсонес для меня стал уникальным местом. Как участник мероприятий, проводимых Севастопольским греческим культурно-просветительским обществом «Херсонес», знакомилась с древнейшим городищем и историей Греции. Мне было очень интересно, потому что я родилась в семье греков — Александровых (Кавалер).
Посетив Новый Херсонес, меня заворожил садово-парковый ансамбль. Я поняла, что это не просто археологический памятник, а отражение вечной связи человека и его культуры.
Я сделала много интересных фотографий, но решила на конкурс представить это фото, которое назвала «Новая жизнь Древнего Херсонеса», именно на ней отражены Древний и Новый Херсонес в оригинале и миниатюре.
Особое место занимает Свято-Владимирский кафедральный собор. Его купола и внутренние росписи вдохновляют и погружают в атмосферу святости. Этот грандиозный храм стал символом не только духовности, но и исторической памяти. Он виден вдали.
В процессе строительства комплекса археологами было найдено более 8 млн. артефактов и восстановлено русло реки Героон, которую назвали в честь античного святилища, она находится в центре фотографии.
Миниатюры показывают, что рядом с Древним Херсонесом вырос настоящий Византийский город. Величественно возвышается Свято-Владимирский кафедральный собор, вокруг которого находятся достопримечательности Древнего Херсонеса.
Ниже на фото мы видим 3 главных музея: Музей Христианства, Музей Античности и Византии, Музей Крыма и Новороссии.
На территории построен новый современный амфитеатр в греческом стиле, который называется «Грифон-арена» на 1200 мест. Между музеем Христианства и «Грифон-ареной» располагается Храм-парк под открытым небом, где с обеих сторон находятся гостиницы для паломников. В самом парке под куполом располагается ЗАГС для торжественного венчания молодоженов.
Сравнивая Древний и Новый Херсонес, я восхищаюсь, как создатели умело сохранили историческую гармонию, одновременно вводя новые элементы для удобства туристам, живописный пейзаж и руины древних храмов, которые были центром жизни, и создали уникальное пространство для прогулок и размышлений.


Надежда Козлова (Москва)
«Στον Ουρανό»
(Севастополь, Балаклавский район, Терновский муниципальный округ)

Пещерный монастырь Челте́р-Марма́ра, освященный в честь преподобного Саввы Освященного, находится на высоте около 400 м над уровнем моря.
Предполагается, что возник он около VIII – IX вв. вблизи древнего поселения Мармара благодаря трудам монахов, бежавших из Византии в период иконоборчества. Около 50 пещерных помещений, вырубленных в скале, расположены в 5 ярусах высотой около 40 м. Жизнь в древней обители прекратилась в конце XV в. после падения княжества Феодоро под напором османских захватчиков.
В 2007 году здесь была восстановлена монашеская жизнь.

Иван Калгин (Новороссийск)
«Преемственность»
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

Преемственность. Жестокий самодержец всея Руси в жилах которого текла и греческая кровь последней византийской династии Палеологов, продолжатель византийской геральдики – двуглавого орла, зорко взирающего в разные стороны света, объединяющего запад и восток. На аверсе и реверсе печати Великого Князя Иоанна III изображены Георгий Победоносец повергающий змея и двуглавый орел, и оба этих символа вобрал в себя нынешний герб России, поэтому он является символом не только власти, но и преемственности греческого православия надежно охраняемого грозной птицей.
Иван Грозный. 1871. Бронза. Скульптор – Марк Антокольский. Русский музей. Санкт-Петербург.


Наталья Хара (Мариуполь)
«Святитель Игнатий, митрополит Мариупольский»
(ДНР, город Мариуполь)

Игнатий и Мариуполь. Наверное все приазовские греки знают этого митрополита, который теперь причислен к лику святых. Он считается основателем города Мариуполя.
Родился митрополит Игнатий в Греции на острове в начале 18 в., рос на Афоне, где и принял монашеский постриг. Назначен епископом в Крыму (Тавриде), когда ещё он не был в составе Российской империи. В то время его православным жителям, большинство которых являлись греками, жилось не сладко. По согласию Екатерины II в 1778 г. греки-христиане под предводительством Александра Суворова и в сопровождении владыки Игнатия покинули родные земли Крыма и выдвинулись на прибрежные территории Азовского моря. Так появился Мариуполь, город Марии, и другие греческие поселения. Названы многие были в честь их родных сел в Крыму: Ялта, Урзуф, Карань и т.д. В честь самого Игнатия есть поселения Старо- и Новоигнатьевка.
Так и мои предки-греки пришли на эти земли – приазовские степи.


София Малий (Москва)
“Приазовский Парфенон”
(ДНР, с. Урзуф, ул. Центральная)

Детство моё прошло на Приазовском побережье, в селе Урзуф. Основано оно было в 1779 году греческими переселенцами из крымского созвучного Гурзуфа. Моя семья придерживалась мнения, что греки-румеи всегда должны трепетно помнить и чтить свою культуру. Прадед почти постоянно говорил на диалекте, а прабабушка зачастую готовила национальные блюда. Впоследствии соблюдение традиций передалось их детям, а позже — внукам. На фестивале Мега Йорти (Μέγα Γιορτή) родители облачались в костюмы нашего региона, тем самым подчёркивая, что дух эллинов живёт в них спустя многие лета, и, даже если они далеки от исторической родины, то ничто не может изменить их самосознание. Своё самоопределение жители села выражают в оформлении многих архитектурных объектов, где используют греческий стиль, дабы отдать дань уважения своим корням. 


Кальчук Лидия (Москва)
«Великие имена»
(Санкт-Петербург, Лиговский просп., дом 6, корп. 2)

Великие имена… Хотела бы рассказать о памятнике удивительному человеку, связывающие две великие страны: о графе Иоаннисе Каподистрия, памятник которому находится в Санкт-Петербурге, в самом сердце города, на месте бывшего греческого храма в Октябрьском парке (бывший Греческий парк). Иоаннис Каподистрия был очень значимой фигурой, оставив незабываемый дипломатический и исторический след в истории России. Друг и доверенное лицо императора Александра I в решении и исполнении дипломатических вопросов. Министр иностранных дел Российской Империи. Со своей должностью справлялся блестяще. Позже был избран первым Правителем независимой Греции. Награжден орденом Александра Невского. 


Алёна Любашевская (г.Борисов, Беларусь)
«Греческая слобода»
(Москва, Спасо-Андроников монастырь)

Формирование Греческой слободы в районе Заяузья в непосредственной близости от Спасо-Андроникова монастыря не было случайным и было определено событиями XIV в.: митрополит Алексий после возвращения из Константинополя основал по обету в 1460-х гг. Спасо-Андроников монастырь. Обитель была построена на берегу Яузы и ее притока Золотой Рожок, что подчеркивало связь с топонимами византийской столицы. Этот монастырь стал одним из центров греческих традиций монашеского общежития и перевода греческих церковных книг. В XVII в. там жил архимандрит Никифор (затворник).
Земли к западу от монастыря отдавались грекам, в том числе выходцам из Константинополя. Когда колония разрослась, ее стали называть греческой слободой. В греческой слободе селились греки, приезжавшие в Россию на постоянное место жительство и государеву службу. Греками в России XVII в. называли выходцев из Константинополя, Салоник, Афона, Трапезунда, Валахии, Сербии. Причины выезда в Россию – притеснения веры со стороны турецких властей, принуждение перехода в мусульманство. Решение о переходе на русскую службу часто принималось греками после контактов с русскими посольствами, приезжавшими в Константинополь. В основном в Россию приезжали греки из служилого сословия, некоторые имели княжеские титулы или принадлежали к знатными фамилиям, например, Иоанн Альбертус, Дмитрий Палеолог.
В 1671 г. произошло упразднение Греческой слободы специальным указом.


Юлия Шапченко (г. Севастополь)
«Храм Петра и Павла в Севастополе»
(г. Севастополь, ул. Суворова, 37)

В центре Севастополя на Владимирской горке стоит храм. Его история восходит к 18 веку. В 1792 г. на месте современного храма, была построена одна из первых церквей Севастополя — во имя святых апостолов Петра и Павла, вокруг которой группировалась греческая община. Церковь была небольшой, деревянной, прямоугольной формы. В 1837 г. во время бури она разрушилась. Именно тогда адмирал Михаил Лазарев сделал заказ городскому архитектору Василию Рулеву на строительство новой церкви. В декабре 1844 года состоялось освящение храма.
Попечителем церкви в 1840-е был греческий священник Захар Аркас.
Храм Петра и Павла стал архитектурной доминантой холма. Он окружён колоннадой (всего 44 колонны) с каннелюрами. Материалом служил сарматский известняк. В строении есть черты афинских храмов Парфенона или Тезейона, однако оригинальный проект базировался лишь на общих классических формах и элементах. 
Как и многие объекты Севастополя, он разрушался во время Первой и Второй оборон города, а также Великой Отечественной войны.
Здание не раз восстанавливали по старым чертежам. В конце 19 в. Петропавловская церковь была крупным учебным центром — при ней работали церковно-приходская школа, несколько училищ и гимназий.
В 1894 г. в Петропавловском храме отслужил литургию и панихиду по почившему Императору Александру III святой праведный Иоанн Кронштадтский.
В советское время в храме находился городской архив, затем дом культуры. Лишь в 2006 г. храм передан церковной общине, службы возобновлены. Перед храмом установлен памятник Кириллу и Мефодию. По обе стороны главного входа расположены мозаики со святыми Петром и Павлом. Оригиналы были, возможно, созданы итальянцем Фердинандо Пеличчио, но во время Первой обороны они были вывезены из города и исчезли. Современные мозаики воссозданы по старым рисункам.

Гейр Сафоян (Москва)
«Сад Аквариум»
(Москва, ул. Большая Садовая, 14, стр. 7)

К вашему вниманию на  фотографии — Сад Аквариум, сосед Театров Сатиры и имени Моссовета. В центре фонтана, под лучами солнца находится скульптура Аполлона. Играющий на лире, его лик напоминает о прекрасном эллинизме, важности стремления души к творчеству. Созерцая в этом саду, каждому, кому покровительствует Аполлон, улыбнется счастье вдохновиться на новое произведение.

Поэт 

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…
1827 г.
Александр Сергеевич Пушкин


Елена Веряскина (Москва)
«Атланты»
(г.Санкт-Петербург, Миллионная улица, 35, музей Большой Эрмитаж)

Атлант – один из самых знаменитых титанов древнегреческой мифологии, приговоренный за участие в титаномахии вечно держать небесный свод на своих плечах, разделяя две стихии – Небо и Землю, не позволяя Космосу уступить место Хаосу.
Атланты – один из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга, вот уж более ста лет поддерживающие “небесный свод” портика Нового Эрмитажа.
Часть улицы, на которой находится здание Эрмитажа, когда-то называлась Греческая. Именно по ней проходила граница Греческой слободы, где изначально селились греки, приезжая по приглашению Петра I. Пётр очень ценил людей, сведущих в морском деле. Одним из таких людей был И. Боцис, который возглавил галерный флот и был посаженным отцом на свадьбе Петра I с Екатериной.
Греки внесли огромный вклад в становление Петербурга, но, к сожалению, об этом мало упоминается и только два памятника, установленных в честь Эллинов, можно найти в Северной столице – Д. Бенардаки и И. Каподистрии.
Но всё это с торицей компенсируется античностью в архитектуре города – это и фасады зданий, и декор, и статуи, примером которых являются Атланты Нового Эрмитажа.
10 монументальных пятиметровых скульптур были созданы А. Теребенёвым по проекту архитектора Лео фон Кленца и установлены в 1848 году. На проект фон Кленца вдохновил храм Зевса.
Фигуры атлантов из серого камня, добытого в Сердоболи, вырезали 150 каменотёсов, а над лицами А.Теребенёв работал лично, создавая образ каждого из 10 титанов.
Атлант из мифологии – брутальный мускулистый гигант. Атланты Эрмитажа – юноши атлетического телосложения с венками из колосьев и в набедренных повязках из медвежьей шкуры.
Атланты Эрмитажа не раз подвергались проверке на стойкость. В 20-х годах XX века на фигурах были обнаружены трещины. Для выявления причины было сделано много предположений, вплоть до землетрясения. Но всё оказалось проще: различный материал дорожного покрытия вызывал резонанс. После асфальтирования мостовой колебания, разрушающие скульптуры, исчезли. Во ВОВ немецкий снаряд “ранил” одного из Атлантов.
Но не смотря на войны, снег, ветер, дождь, жару, мороз Атланты Эрмитажа, в отличие от своего тёзки – героя мифов Древней Греции, никогда не оставляли свою ношу и вот уже почти два века наблюдают за сменой Эпох, сохраняя Баланс между Хаосом и Космосом.


Валентин Гуков (г.Москва)
«Возвращение Мельпомены»
(Крым, Херсонес Таврический)

На 90-м году моей жизни я выбрался из уютного кабинетного кресла и «командировал» себя фотографировать античный «Херсонес Таврический». Съемка завершилась сувенирным фото-альбомом «Херсонес Таврический»,  включившим снимок «Херсонесский театр»  IV  в. до н.э.
24 века тому назад покровительница древнегреческого театра Муза Мельпомена обратила свои взоры к Херсонесу Таврическому.
В конце VI века до н.э. в городе был возведен театр, вмещавший около 2000 человек. Античный театр Херсонеса – самый древний на территории России.
В наше время театр Херсонеса стал российским центром  популяризации античной культуры и искусства. На его подмостках  разыгрываются  бессмертные пьесы  Гомера,  Еврипида   и  Аристофана про безграничное счастье, душевные страдания  и настоящую любовь.
Динамично построенная извивающаяся композиция,  проплывающие облака и две фигуры в ярких одеждах оживляют античный сюжет. Муза Мельпомена вернулась в Херсонес.


Анатолий Панайотиди (Москва)
«Памятник святому Дмитрию Салунскому»
(Московская область, г. Дмитров)

На въезде в центр города Дмитрова установлен бронзовый памятник греческому святому, воину и правителю Салуня (Фессалоники), покровителю города Дмитрова. 
В 1154 году князь Юрий Долгорукий основал город в том месте, где получил весть о рождении сына. По желанию князя город был назван в честь его сына Всеволода Большое Гнездо, при крещении нареченного Дмитрием в честь небесного святого Дмитрия Салунского. 
На памятнике надпись: «Небесному покровителю града Дмитрова Святому великомученику Дмитрию Салунскому».

Андрей Дутов (г.Подольск)
«Дворец Алфераки»
(г. Таганрог, ул. Фрунзе, 41)
Самое красивое здание моего родного города Таганрога — Дворец Алфераки! Один из символов города! Находится в самом центре города, на улице Фрунзе.
Построено в 1848 по заказу крупного таганрогского предпринимателя и землевладельца Николая Дмитриевича Алфераки, архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер.
Архитектура дворца Алфераки представляет собой образец пышного южного необарокко. Здание украшают четыре коринфских колонны с классическими капителями. В центре фронтона помещен дворянский герб Алфераки. Крыша обрамлена балюстрадой. Внутри здания — мраморная лестница c 41 ступенями. Выходная дверь на бельведер украшена пилястрами с классическими капителями. Орнаменты всех отделений зала выдержаны в стиле рококо. 
Дворец, построенный Н. Д. Алфераки, стал своеобразным символом богатства и славы этого уважаемого греческого рода, для которого Россия стала второй Родиной.
В конце 1870-х годов весь квартал с дворцом перешел во владение купцу Дмитрию Амвросиевичу Негропонте, который распродал имение по частям. Дворец с садом купило купеческое общество для клуба «Коммерческое собрание». Во дворце устраивались различные концерты. На одном из них был А. П. Чехов. Дворец в различное время посещали М. С. Щепкин, П. И. Чайковский, И. К. Айвазовский, Ф. Г. Раневская, А. И. Деникин. Жизнь дворца, атмосфера его клуба, прогулки в саду запечатлены в некоторых рассказах Чехова.
В настоящее время это Таганрогский историко-архитектурный музей-заповедник  и  также, как и ранее, внутри проводятся различные культурные мероприятия и концерты.
Очень интересная и богатая экспозиция археологических находок из раскопок Таганрога и близлежащих районов. Это была идея А.П.. Чехова — организовать краеведческий музей города именно в этом здании,
мечта писателя осуществилась в 1927 году.
В этом здании
проходила конференция «Роль греков в истории России». Ну а где же ещё проводить такую конференцию, как не в этом великолепном особняке!

София Хазанова (Москва)
«Николо-Греческий монастырь в Москве»
(Москва, ул. Никольская, 11-13)

В Москве многие места связаны с греками. Одним из таких мест являлся и древний Никольский монастырь. Он стал центром притяжения для выходцев из Греции и балканских стран, здесь находили приют и греческие путешественники. После 1647 года, когда царь Алексей Михайлович получил список Иверской Богоматери с Афона, Никольский монастырь был пожалован афонским послушникам навсегда. С этого времени его стали именовать Николо-Греческим монастырем. Богослужение в этом храме стали совершать только на греческом языке. Рядом с храмом, на Никольской улице и Ильинке, стали селиться представители греческой диаспоры. На греческом Гостином дворе, устроенном здесь, работала первая московская кофейня.  В XVIII в. собор пережил несколько пожаров. Однако до конца XIX в. монастырь почти не изменился. В это время началась большая реконструкция монастыря. В 1902 г. по проекту Г. Кайзера был возведен доходный дом на Никольской, посередине которого располагались часовня св. Николая чудотворца и колокольня. В 1935 г. Николо-Греческий монастырь был снесен. Сейчас в уцелевших корпусах бывших келий располагаются мастерские и магазины.
На фото доходный дом с часовней св. Николая чудотворца. Никольская, 11-13.


Екатерина Полянская (г. Геленджик)
«Греческий культурный центр – гордость грека Геленджика!»
(Краснодарский край, г. Геленджик, проспект Геленджикский, дом 112)

Греческий культурный центр – уникальное место в Геленджике, где должен побывать каждый. Никого не оставит равнодушным и всем захочется сюда вернуться вновь. Особое место занимает выставочный зал греческой культуры. Он состоит из трех помещений,  каждое  из которых отражает свою определенную тематику. Здесь мы знакомимся с Античностью, второй зал посвящен Византийской культуре и третий зал  – зал Современной Истории. В здании центра проводятся различные мероприятия, организованы группы по изучению греческого языка для разных возрастных групп, проводятся занятия по греческой хореографии – понтийские народные танцы. ГКЦ был построен на средства, которые были собраны по проекту «Греческий центр» греками, проживающими на территории муниципального образования город-курорт Геленджик. Его открытие состоялось 25 ноября 2017 года. С 2018 года Греческий Культурный Центр как объект турпоказа вошел в  межрегиональный проект «Золотое кольцо Боспорского царства» и активно принимал туристов из разных уголков России, а также из-за рубежа: немецкие студенты, жители Японии, Китая, Америки, Греции, Белоруссии оставили в книге отзывов свои впечатления. Главная и образующая функция – сохранение, развитие и популяризация  культуры, традиций, языка греческого народа.
Греческий культурный центр – гордость грека Геленджика!


Екатерина Анисимова (Москва)
«Анапа, как часть первого античного государства Греции на территории современной России»
(Анапа, ул.Набережная, дом 4)

В курортном городе Анапа появился арт-объект о том, как Россия и Греция в одной точке спустя 2.500 лет соединились с прошлым. 3D реконструкции изготовлены из меди. Посередине макет Горгиппии – АНАПЫ. Город за стеной. В центре широкая дорога, так и было. Горгиппия дает возможность узнать историю античного мира, имя его Боспорское царство. Войдя в тройку городов Боспора, выпускала СВОЮ серебряную монету. Ученные исследовали Черноморье Кавказа для отдыха, еще в 1800х годах там находили монеты. Взялись за раскопки в 1960-х, установив, что в каменном веке здесь были люди и находили примитивные орудия труда, но все они были  кочевыми. Городские образования возникли в первом тысячелетии н.э. Им стало поселение Синдов. Каким образом это поселение отошло в Античную Грецию не ясно, но археологи обнаружили плиту с высеченным списком победителей Гермесские игры, среди имен греческие, скифские и СИНДСКИЕ. Что говорит о том, что не смотря на то, что правители Боспора (Спарток, Сатир 1, Горгипп сын Сатира) вели борьбу за территории, Горгиппия была образована иным способом. Античные греки всегда поддерживали тесные связи с кочевыми и местным населением, это двигало развитие торговли Боспора. Тонны хлеба, поставлялись по всему Боспорскому кольцу. Хлеб изготавливался в Прикубанье, вывозился из порта Горгиппия. Кварталы по гиподамовой системе свидетельствуют, что город выстроен собственноручно. 
В античном городе найдены потрясающие вещи: склеп Геракла, винодельни, места для принятия солнечных ванн, как добывали пресную воду, потому что водопровод был только в Афинах.
Горгиппия – это единственный город-музей под открытым небом в России. Должны были остаться и зарытые сокровища. Хранителем наследия являться Анапский Археологический музей, стоит на самих раскопках, ул. Набережная д. 4 Раскопки остановлены из-за масштабов. 
В Анапе стартовала программа для туристов Золотое кольцо Боспорского царства и Винные дороги Боспора, запущенно Русским Географическим обществом.


Мария Москаленко (г.Керчь)
«Фрагмент колоннады Пританея»
(г.Керчь, гора Митридат)

В 7 веке до н.э. переселенцы из Милета основали город Пантикапей. На сегодняшний день его историческое наследие достигло 26 веков.
Пантикапей объединил все греческие города на Крымском полуострове. Это было могучее Боспорское царство. Пантикапей был гордый город, который спорил когда-то с великим Римом. Правил им царь Митридат Евпатор, ставший практический мифической фигурой в истории.
Сегодня наследница Пантикапея – Керчь. Ее исторические находки с каждым годом все больше будоражат археологический мир.
На фото изображен фрагмент коллонады Пританея. Находился он на северном склоне горы Митридат. Пританей (дословно) – центр, средоточие чего-либо. В его здании проводились заседания чиновников, решались государственные дела и свершались суды. Пританей был посвящен богине домашнего очага – Гестии. В нем постоянно поддерживался огонь и греки, покидавшие город, брали с собой частицу огня, как символ своей родины. Так же Пританей служил в своем роде, бесплатной столовой. По традициям древних греков, здесь бесплатно могли поесть чиновники, иностранные гости и заслуженные горожане Пантикапея. В центре был большой двор, украшенный колоннадой и статуями. Пол главного зала был выложен бело-зеленым мрамором и мозаиками. Пританей не пережил политический и экономический кризис – здание совета было сожжено.
В 1970г. историки, буквально на добровольной основе, восстановили часть древней постройки. Колоннада Пританея стала визитной карточкой моего родного города, узнаваемой по всему миру.

Нинель Галкина (Москва)
«Город с греческой улыбкой»
(Таганрог, улица Греческая 89)

Меня зовут Галкина Нинель Михайловна, из Москвы. В этом году мы с супругом впервые посетили город Таганрог, интереснейший с точки зрения культуры и истории, тесно связанный в них с Грецией. Теплый, веселый, солнечный – настоящий город с греческой улыбкой на лице. Он вдохновил нас на участие в Вашем фотопроекте. Улица Греческая проходит через самое сердце города. Локация съемки – Таганрог, улица Греческая 89. Пусть фото так и называется – «Город с греческой улыбкой».


Анна Неопуло (Москва)
«Я есть путь и истина и жизнь»
(Ставропольский край, городской округ Ессентуки, Петропавловский храмовый комплекс)

Мои корни исходят из Понтоса. Ни для кого не секрет, что вследствие геноцида по отношению к грекам, немалая часть народа была вынуждена переселяться на другие территории, дабы избежать гонения в родных местах. Так, одним из городов заселения стал город-курорт Ессентуки, где греки на сегодняшний день составляют 20% от всего населения. В связи с этим, город представляет собой одно большое греческое наследие, и по сей день там достаточно много греческих заведений и памятников архитектуры.
Мой выбор пал на Петропавловский храмовый комплекс, в котором расположен мемориал жертвам геноцида греков Понта, он же и изображён на фотографии. Памятник в Ессентуках появился относительно недавно – его торжественное открытие состоялось в 2019 году.
Мемориал состоит из двух частей – самого памятника и мемориальной стены. Памятник интересен своей архитектурой: на черном мраморном постаменте возвышается навершие, напоминающее по форме небольшую часовню. Композицию венчает греческий равносторонний крест. Мемориальная стена облицована плиткой и украшена мозаичными элементами.
Хотя этот монумент появился совсем недавно, он уже стал важным местом, где люди могут почтить память и задуматься о духовных ценностях. Его возвышенный, устремленный ввысь силуэт вызывает трепет. Я испытываю чувство гордости за то, что у наших соотечественников есть возможность создать такой красивый и масштабный мемориал. Хочется верить, что во всех или хотя бы во многих городах, где проживают греки, они оставят подобный след. Греческий след в России.


Снежана Мягкая (Деспотули) (Севастополь)
«Весна в городе Керчь. Собор Иоанна Предтечи»
(г. Керчь, переулок Димитрова, д.2)
Собор Св. Иоанна Предтечи в городе Керчи – один из самых древних действующих храмов России, дата основания VI-IX века. Памятник византийского искусства. И если Вы, гуляя по улицам Древнего Херсонеса в Севастополе, гадали, как выглядит та или иная Базилика, то вот живой пример!
Крестово-купольная форма храма сформировалась в Византии ещё в VI веке, и была принята православными христианами в качестве основной формы. Такой храм представляет собой прямоугольник в основании. Перекрытием служат своды, а на арках возвышается купол.
А снаружи мы видим еще и пример Византийской кладки. Слой узких ярко-красных пластин кладут на широкий природный камень. Плинфа — от греческого слова πλίνθος — «кирпич» — строительный материал, известный со времен древнего Рима и Византии. Использование плинфы не только красиво, но и помогает повысить сейсмоустойчивость зданий. 
В 1783 году Крым был присоединён к России. В связи с ростом населения Керчи было принято решение об увеличении вместимости храма Иоанна Предтечи. Так что уже через несколько лет соорудили западную пристройку с колокольней. 
Давайте заглянем внутрь. Вход как раз под колокольней. Спустившись по мраморным ступеням, видим высокие колонны. Взгляд невольно устремляется вверх, к аркам. А выше – тот самый купол.
Почему при входе изображён Архиепископ Лука? Дело в том, что после 1917 года храм передали Керченскому историко-археологическому музею.
Святой врачеватель и гениальный хирург Архиепископ Симферопольский Лука – уроженец города Керчи. Состояние памятника очень беспокоило его. Он неоднократно обращался по этому вопросу к чиновникам и просил передать храм верующим. И только в 90-х годах здесь начали совершаться богослужения.
Приезжая в город Керчь, невозможно не навестить это место. Подумать только! Полторы тысячи лет в этот храм приходили люди со своими чаяниями, верили и надеялись. И мы тоже можем постоять под сводами храма, обойти снаружи, прикоснуться рукой к этим древним стенам и услышать шепот столетий среди весенней радости жизни.  

Лазарь Неопуло (Москва)
«Николо-греческий монастырь»
(Москва, ул. Никольская улица 11-13)
В центре столицы России, расположен Николо-греческий монастырь, основанный не позднее 14 века, на улице, получившей по нему название, Никольской. В монастыре, освященном в честь святителя Николая Чудотворца, традиционно останавливались монахи и путешественники из Византии. Во времена СССР здание монастыря закрылось, а после, в 1935 году и вовсе было снесено под промышленные нужды.
На фотографии изображена задняя часть Никольского монастыря, выходящая во двор. Фасад же заполонили современные кафе и магазины. Венцом фотографии, на мой взгляд, является радуга, так символично появившееся в момент фотографирования, прямо над монастырём. Вспомним священное писание: “Я ставлю в облаках Мою радугу, и она будет знаком завета между Мной и землей. Когда бы Я ни навел облака на землю, в облаках появится радуга, и Я вспомню Мой завет между Мной и вами и каждым живым существом; никогда впредь воды не прольются потопом, чтобы погубить все живое. Всякий раз, когда радуга появится в облаках, Я увижу ее и вспомню вечный завет между Богом и всеми живыми существами, какие есть на земле” (Бытие 9:13-16)
Сейчас Никольский монастырь является подворьем Заиконоспасского мужского монастыря, освященном в 2017 году, а также является объектом культурного наследия народов РФ регионального значения. Было бы замечательно, если появившаяся радуга, словно знамение из Библии, означало бы Божье благословение и намёк на возвращение монастыря к своему первоначальному значению и облику. 

Владимир Кулик (Москва)
«Памятник братьям Лихудам – Иоанникию и Софронию у Богоявленского собора»
(Москва, Богоявленский пер., 2, стр. 4)

Бронзовый памятник братьям Лихудам – Иоанникию и Софронию (Москва) установлен у Богоявленского Собора, напротив выхода из станции метро Площадь Революции.
Иоанникий Лихуд (1633 – 1717) и Софроний Лихуд (1652 – 1730) – греческие православные иеромонахи. Основатели и первые преподаватели Славяно-греко-латинской академии – первого официального высшего учебного заведения на Руси. Ранее она располагалась в районе нынешней улицы Никольская.
Памятник создан скульптором Вячеславом Клыковым и архитектором Виктором Пасенко. Представляет собой скульптуру  греков-просветителей, занятых переводом Библии на церковнославянский язык.


Юлия Рамонова (Москва)
«Апостол Варфоломей»
(Ставропольский край, ГО Ессентуки, Петропавловский храмовый комплекс)
У меня есть много фотографий, отражающих греческий след в истории и культуре  России. 
Этот кадр для меня  как бы олицетворяет Свет Христов, привнесенный на Русь греческой Ортодоксией. Вдвойне символично, что изображенный здесь Апостол Варфоломей проповедовал Христа в Малой Азии, откуда в Россию переселилась моя семья. 
Эта скульптура лишь часть замечательного комплекса , созданного нашими современниками – греками в Ессентуках.
Горжусь своими соотечественниками, вклад которых виден не только в прошлом, но в  настоящем нашей  страны. Этот снимок – знак уважения и признательности их таланту, чистоте помыслов и величию души.

Тамила Маметова (Москва)
«Великий Куинджи»
(Санкт-Петербург, наб. Макарова, 10, квартира Архипа Куинджи)

Сила! Сколько закладывается в каждом из нас на генном уровне… сколько заложено её в греческом гене? Вопрос очень сложный, но думая об этом мы с гордостью принимаем трудности!
Меня зовут Маметова Тамила, я внучка той самой гречанки, которая на своём примере показала нашей семье, что такое сила духа, и с самого рождения, я испытываю невероятное уважение к людям, в которых вижу этот ген.
Именно этот фундамент сформировал мою любовь к Архипу Куинджи, Великому художнику, греку по происхождению – Αρχίπ Κουίντζι.
Он родился в семье бедного сапожника-грека и в возрасте пяти лет стал сиротой. С этого момента начинается череда испытаний, отказов и проявления той самой силы.
Прежде чем стать богатейшим человеком Российской Империи, владеть землями в Крыму, и сделать революцию с цветом и светом, которую больше никто и никогда не повторил, он совсем мальчишкой работал подпастухом, учётчиком кирпичей, ретушером у фотографа, разносчиком хлеба, а также в возрасте 6 лет освоил игру на скрипке, чтобы подрабатывать на греческих свадьбах.
Куинджи на все отказы в жизни знал рецепт – пробовать снова. Даже «нет» Айвазовского и малая серебряная медаль, которая показывала принадлежность к низшему слою общества и разрешала бить ученика в случае ослушания – не поломали нём страсть к искусству.
Всю свою жизнь он любит одну женщину, которую завоевал после «нет» от её отца – Вера Леонтьевна, гречанка, девушка дворянского происхождения, пианистка.
Всю свою жизнь он занимался благотворительностью и никогда не спрашивал отчета о средствах, выкидывая чеки в камин, которые приносили ему его ученики, дабы отчитаться за каждый рубль.
Всю свою жизнь он творил через уникальный взгляд и тонкую работу с цветом и светом.
Всю свою жизнь он лечил птиц на крыше своей квартиры, что впоследствии дало ему прозвище «птичий доктор».
Великий Куинджи.
Как говорил  про Куинджи известный музыковед Михаил Казиник: «Не оставайтесь без него, оставайтесь с ним»


Дарья Неопуло (Москва)
«Иисус Христос указавший путь»
(Ставропольский край, ГО Ессентуки, Петропавловский храмовый комплекс)
Над просторной площадью Петропавловского храмового комплекса возвышается величественная фигура Христа, простирающая свои объятия к небесам, указывая путь к Кавказскому хребту, как бы благословляя эти края и всех его жителей. 
Мраморные складки одеяний плавно ниспадают вниз, словно струи живой воды, а лик Спасителя, исполненный божественного света, излучает безмятежное спокойствие и милосердие.
Являясь самой большой статуей Христа в России, она поистине величественна. Её высота, вместе с постаментом, достигает 22 метров. 
Монумент, совсем недавно воздвигнутый в храмовом комплексе, а именно в 2013 году, будто всегда пребывал здесь, неся в себе отсвет вечности. И казалось, что именно он, подобно нерушимому маяку, указывает путь всем, ищущим спасения и обретения вечного покоя.

Дарья Макарова (Геленджик)
«Георгиевский монастырь. Скала явления Георгия Победоносца.
Мыс Фиолент – Божья страна»

(Севастополь, мыс Фиолент)
На фото изображена скала, на которой, по преданию, явился Георгий Победоносец в 898 году нашей эры, за сто лет до Крещения Руси. В то время это было греческое поселение. Греки были в основном язычники. И после явления Георгия Победоносца во время грозы и страшного шторма, начали принимать христианство. Это событие произошло примерно 1 сентября. Поэтому, как объяснил мне один монах в Георгиевском монастыре, и в первых числах сентября празднуется день Москвы, потому что на гербе города Москвы изображён Георгий Победоносец. Также Георгий Победоносец появлялся перед войнами. Перед Первой Мировой войной Георгиевский монастырь посетил Николай Второй. К нему вышли чёрные монахи и безмолвно благославили его. В Рождество перед «Русской весной» в 2014 году Георгий Победоносец явился монахам Георгиевского монастыря. Прошёл референдум. Полуостров Крым по праву стал субъектом Российской Федерации. Но начались события, которые продолжаются и по сей день. Надеюсь, Георгий Победоносец поможет, как всегда, одержать победу и установить мир. Недаром Георгиевский крест и Георгиевская лента является символом воинской чести, веры и славы в борьбе с врагом.

Елизавета Мартюкова (Москва)
«Наследие греческого Херсонеса – бесценный дар»
(Крым, Херсонес Таврический)

Именно в Крыму, в Херсонесе принял крещение князь Владимир с дружиной, а затем в сопровождении греческих священников возвратился в Киев и крестил его жителей. Если обратиться к событиям из истории прошлого, то возникновение христианства в самом Херсонесе связывают с проповедью апостола Андрея Первозванного.
Его проповедь не осталась здесь бесплодною, потому что через тридцать лет после его миссии в эти места прибыл на заточение святой Климент, папа Римский, который нашел здесь более двух тысяч христиан. Святитель основал в Херсонесе несколько храмов и крестил множество язычников. Весть об успехах святого Климента достигла римского императора и немедленно вызвала гонения на христиан, во время которых сам архипастырь принял мученическую смерть, будучи утоплен в море (нач. II в.).
В разные периоды истории Крыма вера христианская не иссякала и всегда находила своих последователей, o чем свидетельствуют археологические раскопки греческих городов на южном побережье. В результате раскопок на территории Херсона обнаружено 13 базилик, 2 здания центрической композиции, 5 крестообразных, 7 крестoвo-купoльных храмов и около 20 сравнительно небольших квартальных храмoв-часoвен ХI-ХV вв.
Крещение Руси в 988 г. также было связанно с Херсоном. Князь Владимир взял с собою отсюда на Русь греческих священников, мощи свет. Климента, помещённые впоследствии в Десятинную церковь, святые иконы и церковные сосуды. С этого времени на Руси появились иконы и церковные предметы, получившие затем именование «Корсунских». В то же время была учреждена Киевская митрополия и при ней организованы кафедры в Новгороде, Белгороде, под Киевом, также в Чернигове, Полоцке, Переславле.
С любовью к Крыму.


Екатерина Дмитренко (Севастополь)
«Базилика Херсонеса в лучах заката»
(Севастополь, Музей-заповедник Херсонес Таврический)

На фотографии самая известная базилика древнегреческого города Херсонеса Таврического — Базилика 1935 года. Она была раскопана в 1935 году археологом Б. Г. Беловым.
Вероятно, Базилика была построена в VI веке на месте более раннего храма. 
Она является своеобразным символом Херсонеса. Её изображение используется на купюре двести рублей образца 2017 года.
Эту фотографию я сделала первого мая 2022 года. После дождя выглянуло солнце и озарило всё вокруг прекрасным светом!

 

 

 

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!