Михаил Анастасьевич Дремджи (1823–1907):
потомственный почётный гражданин, благотворитель, видный общественный деятель Бахчисарая второй половины XIX – начала ХХ века.
В конце XVIII – первой половине XIX века среди греческого населения Бахчисарая было незначительное число представителей купеческого сословия. Главным образом это были крупные торговцы – живший в Бахчисарае нежинский купец 2-й гильдии Дмитрий Ергопуло, бахчисарайские купцы 3-й гильдии Фотий Мумджи, Николай Шишманов, Фотий Приотис, братья Дмитрий и Христофор Каракаш, Константин Арабаджи, Дмитрий Абаджи и другие, благотворительная деятельность которых, как правило, ограничивалась кружечным сбором для пожертвований в пользу местной греческой церкви и бедных прихожан.
Одним из первых крупных предпринимателей, меценатов и благотворителей в Бахчисарае был происходивший из турецкоподданных выходцев Михаил Анастасьевич Дремджи (1823–1907) – бахчисарайский купец 3-й гильдии, почётный гражданин и видный общественный деятель второй половины XIX – начала ХХ века.
Михаил Анастасьевич Дремджи родился в 1823 году в Малой Азии. Переселившись в Крым, он выбрал местом постоянного жительства Бахчисарай и после принятия присяги на верность подданства России, объявив о наличии у себя необходимого капитала, записался в бахчисарайские купцы 3-й гильдии. В скором времени Михаил Анастасьевич купил дом рядом с греческой Свято-Николаевской соборной церковью, и 15 января 1850 года венчался с дочерью бахчисарайского мещанина Кириакулой Николаевной Шишмановой (род. в 1832 году).
Во время Крымской войны 1853–1856 гг,, когда неприятель приступил к осаде Севастополя и Бахчисарай стал прифронтовым городом, в семье Михаила Анастасьевича было уже трое малолетних детей. Однако это не помешало ему делать значительные пожертвования для находившихся в военно-временных госпиталях и лазаретах города больных и раненых воинов. С усердием, отличающим истинного православного грека, он «ежедневно обходил палаты больных и раненых, спрашивая, у кого какие есть просьбы, и по возможности исполнял пожелания каждого больного». Стремясь улучшить питание в госпитале, находившемся в помещениях бывшего ханского дворца, Михаил Анастасьевич передал одну тысячу кочанов капусты. После литургии 12 июня 1855 года он раздал раненым 487 буханок хлеба, а 20 октября – ещё 240 буханок.
Имея достаточные материальные средства, он взял на себя обязанность помогать в погребении и отпевании умерших. С 1 мая 1855 года и в последующие месяцы Дремджи участвовал в погребении шести офицеров и 2.081 усопшего из числа нижних чинов, при этом следил, «чтобы над каждым в Бозе почившим сгорало по три свечи». Для того чтобы умерших воинов хоронили в приличной одежде, он на личные средства купил 717 коленкоровых рубах и 779 брюк, а для отправления христианских треб пожертвовал в госпиталь «полубархатную чёрную ризу».
Командующий войсками в Крыму князь М. Д. Горчаков, часто посещавший этот госпиталь, за проявленное усердие представил М. А. Дремджи к награждению серебряной медалью на Аннинской ленте для ношения в петлице, а позднее, по приказу императора Александра II «О награждении медалями лиц купеческого сословия по Таврической губернии, делавших пожертвования во время войны или пособия раненым и семействам убитых», он был награждён медалью «В память о войне 1853–1856 года». М.А. Дремджи имел также серебряную медаль «За усердие» на Аннинской ленте для ношения на шее «за погребение раненных и больных воинов» во время Крымской войны и светло-бронзовую медаль на Георгиевской ленте для ношения в петлице «За защиту Севастополя 1854–1855 года».
После окончания войны и подписания Парижского мирного договора Михаил Анастасьевич продолжил свою коммерческую деятельность. В 1864 году он не стал возобновлять гильдейское свидетельство, приписался к бахчисарайскому мещанскому греческому обществу, продолжал заниматься благотворительностью и оказывал значительные пожертвования бахчисарайской греческой церкви, заботясь о её благолепии, украшении и внутреннем убранстве.
В 1872 году М. А. Дремджи по выборам клира и прихожан Свято-Николаевского собора был избран и утверждён на первое трёхлетие в должность церковного старосты, непрерывно исполняя её на протяжении последующих 27 лет.
4 сентября того же года по благословению епископа Таврического и Симферопольского Гурия (Карпова), вместо существовавшего с 1812 года греко-русского церковно-приходского училища, при греческом Свято-Николаевском соборе открылось девичье церковно-приходское училище «для бесплатного обучения грамоте, Закону Божиему, начальным правилам арифметики и рукоделию». Рапортом от 8 сентября 1872 года за № 104 основатель училища протоиерей Николай Паксимади и церковный староста Михаил Дремджи, сообщали Преосвященному Гурию о том, что «4 сентября, в общественном доме, против церкви, в Бахчисарае, открыто народное девичье училище». На рапорт была наложена резолюция Его Преосвященства от 9 сентября за № 2429 следующего содержания: «Об открытии училища публиковать в Ведомостях», что и было впоследствии исполнено.
В 1873 году М. А. Дремджи был утверждён министром народного просвещения попечителем Бахчисарайской церковно-приходской школы и состоял в этой должности до 1903 года.
В северной стороне алтаря Свято-Николаевского собора, в углублении, сделанном в виде ниши в его восточной стене, находился жертвенник, над которым возвышался деревянный киот резной работы. В центральной части этой ниши помещалась икона Рождества Христова, а по сторонам – иконы св. прав. Захария и Елисаветы и св. Иоанна Крестителя и Предтечи. Этот киот, стоимостью 115 рублей, был устроен на собственные средства церковным старостой Михаилом Анастасьевичем Дремджи. «За сделанное пожертвование в пользу Николаевского собора», 28 августа 1875 года ему было «преподано благоволение Святейшего Правительствующего Синода».
Указом государя императора от 7 августа и 25 декабря 1881 года № 3649 «за заслуги по духовному ведомству» Михаил Анастасьевич был высочайше пожалован золотой медалью на Станиславской ленте для ношения на шее, а «за образцовый порядок во всех отношениях и чистоту в соборе» по резолюции епископа Таврического и Симферопольского Мартиниана (Муратовского) за № 2789 от 29 июля 1887 года ему была объявлена архипастырская признательность с внесением в клировую ведомость греческого Свято-Николаевского собора.
К 40-летию окончания Крымской войны на новом бахчисарайском православном кладбище в Армянской слободке (в конце современной ул. Пушкина) на собранные в 1896 году благотворителями и мирянами деньги над могилами погребённых здесь воинов, умерших в госпиталях и лазаретах Бахчисарая от ран, полученных при обороне Севастополя в 1854–1855 гг. было решено возвести часовню во имя Архистратига Михаила, За создание проекта часовни активно взялись Таврический губернатор Пётр Михайлович Лазарев и бахчисарайский городской голова Мустафа Мурза Давидович. Для осуществления этого был образован строительный проектный комитет, в который, в числе прочих, входил гласный Бахчисарайской городской думы Михаил Анастасьевич Дремджи.
Михаил Анастасьевич был известен в городе не только как меценат и благотворитель, но и как видный общественный деятель. С 1892 по 1905 год он состоял членом Бахчисарайской городской управы и сиротского суда, неоднократно избирался гласным городской думы, а в 1906 году был избран заступающим места бахчисарайского городского головы.
Здание греческого Свято-Николаевского собора было холодным, поэтому, не смотря на наличие в нём деревянного пола, находиться в нём престарелым прихожанам и детям в зимнее время было не комфортно. В конце XIX века усердием настоятеля священника Христофора Караниколы на личные средства церковного старосты Михаила Дремджи в храме было установлено водяное отопление.
За заслуги по духовному ведомству, 1 апреля 1910 года, ко дню Пасхи, по представлению обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода, государь император удостоил награждения «попечителя церковно-приходской школы мещанина Михаила Дремджи званием потомственного почётного гражданина».
По определению Таврической казённой палаты от 5 июня 1905 года № 11437 Михаил Анастасьевич Дремджи был исключён из мещан города Бахчисарая в связи с «получением звания потомственного почётного гражданина», каковым «по роду отца своего», как следует из приписки в ведомости бахчисарайского мещанского старосты от 4 июня 1904 года за № 273, стал считаться и его младший сын Михаил Михайлович Дремджи.
В семье у Михаила Анастасьевича и Кириакулы Николаевны Дремджи было четыре сына и четыре дочери: Ирина (11.11.1850 – 04.02.1866), Николай (23.08.1852 – 19.02.1899), Василиса (род. 23.06.1855 года), Анастас (род. 27.09.1857 года), Михаил (род 17.08.1861 года), Георгий (22.09.1864 – 21.10.1884), Ирина (17.10.1867 – 21.03.1885) и Мария (08.07.1871 – 21.08.1885).
Его дочь, Василиса Михайловна Дремджи, в послеобеденные часы проводила уроки рукоделия в девичьем церковно-приходском училище. Несмотря на то, что она не имела «специального знания по этому занятию», вела дело с полным успехом, обучая учениц шитью, вязанью на спицах шерстяной и хлопчатобумажной нитью, вышиванию в строку и вязанью кружев и скатертей, «кройке белья и незатейливых верхних костюмов и шитью таковых».
Потомственный почётный гражданин, общественные деятель и благотворитель Михаил Анастасьевич Дремджи умер 12 февраля 1907 года в возрасте 87 лет и с архипастырского разрешения был «погребён в соборном склепе» бахчисарайской греческой Свято-Николаевской церкви.
Сохранилась единственная фотография, на которой Михаил Ильич присутствует в группой почётных представителей бахчисарайских греков на празднике святой Троицы в деревне Ашага-Керменчик близ Бахчисарая.
Единственным напоминанием о нём остался сохранившийся дом, принадлежавший раньше его семье. Он расположен в старой части города Бахчисарая на улице Комсомольцев-подпольщиков, напротив преемницы разрушенного в 1947 году греческого собора, современной церкви в честь перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари.
И. В. Мосхури