Благодетели двух родин.
Когда в 1461 году под ударами турок пал Трапезунт, многие греки бежали в Грузию, в Крым и в Южную Россию. Греческая диаспора в России ведет свою историю с 1472 года, когда София Палеолог вышла замуж за Великого князя Московского, Иоанна III (1462 – 1505). В XV в. упоминаются греки, проживающие в Крыму и в Москве, а с XVI в. – на Украине и в Латвии.
Групповые миграции греческого населения отмечены в основном после русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и подписания Кючук-Кайнарджийского договора в 1774 г. Миграционный поток греков в Россию также приходится на русско-турецкие войны 1828-29, 1853-56 и 1877-78 гг. Менее значительная иммиграция происходит во время греческо-турецкой войны 1897 г. и снова она увеличивается во время Первой Мировой войны.
Процветающие греческие поселения.
Точное число греков в императорской России неизвестно. Одним из немаловажных факторов тут стало их обрусение. Согласно переписи 1897 г., грекоговорящее население России составляло 186 925 душ, а согласно переписи 1989 г. число греков в СССР доходило до 357 975 (или 355 486) человек. Согласно же данным Центрального Комитета Содружества Российских Греков, в 1918 г. в России проживало 600 000 эллинов.
С конца XVIII в. греки в России жили под официальным политическим покровительством царей, к чему следует прибавить и особо теплые чувства русского народа к порабощенным единоверцам с Балкан. Известно, что Кючук-Кайнарджийский договор между Российской и Отоманской империями положил начало мореплаванию и морской торговле между Россией и балканскими странами. Таким образом, помимо естественного расположения к себе греческий народ завоевал доверие русского народа и в сфере гражданских взаимоотношений.
Значительные греческие общины зарегистированы в Нежине, в Мариуполе и в Одессе. В Нежине греческая община была признана указом 1657 года, и греки, жившие там, получили самоуправление. Известен и греческий магистрат в этом городе. В Мариуполе община образовалась в 1778 г., ее члены получили большие участки земли и на 10 лет были освобождены от уплаты всех налогов. Сегодня там действует Факультет гуманитарных наук, где греческий язык и филологию изучают выпускники школ греческих поселений. Одесская община с конце XVIII в. была одной из наиболее преуспевающих, у нее были свои церкви, образовательные учреждения, организации, клубы и т.д. Между 1819 и 1849 гг. Одесса была открытым портом, и так как греческая община этого города находилась на территории проживания русского населения, была под политическим протекторатом царя и пользовалась любовью русского народа, были созданы все предпосылки для того, чтобы там возродился эллинский род, возродились надежды на освобождение от турецкого ига и было основано Общество друзей (1814 г.), Греческое филантропическое общество (1821 г.) и Греческий (Императорский) Эпикурейский комитет (1821-1831 гг.).
Другие важные греческие общины зарегистрированы в следующих российских городах: Москва, Петербург, Анапа, Геленджик, Краснодар, Крымская, Майкоп, Новороссийск, Ростов, Сочи, Ставрополь, Таганрог и Туапсе; на Украине: Киев, Ялта, Евпатория, Феодосия, Керчь, Севастополь, Симферополь и Херсон; в Грузии: Тбилиси, Батуми, Поти, Сухуми и в окрестностях Цалки. Наконец, после Второй Мировой войны община греков появилась в Ташкенте в Узбекистане.
С XVI в. и до сегодняшнего дня греки принимали и принимают участие во всех сферах общественной жизни императорской России, СССР и Российской Федерации: в торговле и судоходстве, служат в вооруженных силах, в системе начального, среднего и высшего образования, в церкви, в дипломатическом корпусе (более 150 греков в разное время работали в МИДе России) и в общественной жизни, в сфере искусства, науки, работают в Академии Наук и, наконец, на производстве.
Около 300 имен наших греческих сограждан называет академик Ф.Х. Кессидис в своем труде “Кто есть кто. Известные греки в странах бывшего Советского Союза в 20 в. Их вклад в общественную жизнь” – биографическо-библиграфический каталог, Салоники, изд. братьев Кирьякиди, 1999.
Благодетели двух родин
Из купеческого сословия выходили национальные благотворители и меценаты. В регистрационной книге пожертвований Министерства образования и религий значится тридцать пожертвований греков из России: Зоис Капланис (1868), Панайотис Тсиропулос, Константинос Иоаннопулос, Иоаннис Вовос (1868), братья Зосимадисы 1822), Николаос Д. Крискис (1817), Николаос Д. Крискис (1843), София Хвостова-Ласкари (1855), Павлос Филис (1817), Павлос Филис, Иоаннис Варвакис, Панайотис Ф. Акритас (1818), Николаос Котинакис (1888) и многие другие…
В 1909 году Дион. Метаксас-Ласкаратос критиковал распорядителей некоторых пожертвований в России и Румынии. Однако некоторые деяния благотворителей не могут оставить нас равнодушными: так, купец Эмм. Грамматиков из Феодосии в своем завещании, которое он составил в 1823 году, завещал жене потратить крупные денежные суммы на выкуп “порабощенных единоплеменников, которые продаются на рынках и распродажах”. А братья Иоаннис, Николаос, Анастасиос, Феодосиос и Михаил Зосимадисы решили не заводить семей, и потратить свое состояние на дела благотворительности. Характеризует образ жизни Зосимадисов следующий отзыв:
“Они не имели ни многоэтажных домов, ни роскоши в домах, ничего, что бы вызывало удивление, ни множества слуг и скота, ни пышных трапез, ни услаждения желудка”.
Иоаннис Домполлис, купец из Петербурга, тоже так и не вступивший в брак, оставил весьма характерную фразу в своем завещании, составленном в 1849 году:
“Когда в 1809 году я познакомился с блаженной памяти Иоаннисом Каподистрией, впоследствии “кормчим” Эллады, пообещали мы друг другу использовать любые наши возможности и средства для сохранения образования в Греции; с тех пор твердой целью всей моей жизни стало выполнение этого моего обещания. Для сего не пытался я увеличить мои средства любостяжательством, но приобретал их трудом своим и экономией”. “Духовный мир этих первых купцов-меценатов”, – пишет В. Феодору, профессор Управления по делам образования и религий, – “которые не забыли своего присхождения, был создан их собственной твердостью и упорством, так как у них не было никакого общения с соплеменниками из самой Греции”.
Иоаннис Варвакис (1750 – 1825), который жил главным образом в Астрахани, был назван “благодетелем двух родин”, так как помогал финансово не только России, но и Греции, а Григориос Гр. Мараслис (1831-1907), градоначальник Одессы (1878-1894) и тайный советник в России, кроме своих финансовых пожертвований России и Греции, сделал Одессу промышленно и духовно развитым городом.
В 1873 году Феодорос Родаканакис взял на себя расходы по финансированию строительства и оснащения Греческого женского училища в Одессе. И он же своим завещанием (1872 г.) пожертвовал 5 000 рублей на нужды школ Хиоса, 3 000 на больницы того же острова, 10 000 -филантропическим организациям в Афинах, 2 000 рублей храму Св. Троицы в Одессе, 5 000 – греческой общине Одессы, 2 000 – разным общественным организациям Одессы, по 100 рублей каждому из служащих на его предприятиях и наконец, по 30 рублей каждому из лично обслуживавших его людей.
В заключение, наряду с Зосимадисами (факультет Зосимадисов в Янине, стипендии ученикам и ученицам и т.д.), Ризаридисами (Церковная школа Ризаридисов в Афинах, стипендии ученикам и ученицам и т.д.), Иоаннисом Варвакисом (Школа Варвакиса в Афинах, экономическая помощь грекам, принимавшим участие в восстании и многое другое), Иоаннисом Домполлисом (экономическая помощь Национальному Университету Каподистрии в Афинах, стипендии ученикам и ученицам и т.д.) и Григориосом Гр. Мараслисом (Педагогическое училище Мараслиса в Афинах, сиротский приют Мираслиса на Керкире, Мараслио в Стамбуле, Салониках, Филиппополе, библиотека Мараслиса и многое другое), о которых мы сказали раньше, следует упомянуть и Димитриоса Вернардакиса (Бернардакиса)(1800-1870)(Храм Св. Димитрия в Петербурге, экономическая помощь восстанию на Крите (1866 г.), экономическая помощь Национальному Университету Каподистрии в Афинах и многое другое), Зоиса Капланиса (средняя школа в Грамменосе в Эпире, Школа Капланиса в Янине и многое другое) и братьев Виллианосов (Национальная библиотека, экономическая поддержка школ и общественных организаций в Кефалонике и т.д.).
Говоря обо всех этих благодетелях и их благодеяниях, следует отметить, что в большинстве случаев они были еще и меценатами. Особо подчеркнем здесь вклад все тех же братьев Зосимадисов в издания трудов Евгения Болгарского и Никифороса Феотокиса, учреждение и строительство школы и церкви в Мариуполе Фотисом Свороносом и наконец, учреждение, выпуск и поддержание серии “Библиотека Мараслиса”, предпринятое греческим предпринимателем и градоначальником Одессы 1878-1894 гг. Григориосом Мараслисом.
Дмитрий Кикоть. Перевод статьи из греческой газеты “Катимерини” специально для greek.ru
Источник: https://www.greek.ru/