Дорогие друзья,
Московское общество греков продолжает публикацию статей, посвященных истории Понта в рамках годового курса лекций историка из Греции Василия Ченкелиди.
Первая лекция «Греки Древнего Понта (8 в. до н.э. – 4 в. н.э.)» с успехом прошла в Московском доме национальностей 29 сентября 2018 года. Видео запись лекции вы можете посмотреть по ссылке https://www.greekmos.ru/lekciya_chenkelidi_video2/
Вторая лекция «Понтийские греки: от Византии до Трапезундской империи» состоялась 15 февраля 2019 года. Видео запись лекции вы можете посмотреть по ссылке https://www.greekmos.ru/chenkelidi_video_25feb/
Все статьи, предшествующие лекциям, вы можете найти на нашем сайте в проекте “История Понта” по ссылке https://www.greekmos.ru/pontos_history/
Следите за нашими новостями, чтобы не пропустить начало регистрации на третью лекцию курса, которая состоится 30 мая 2019 года в Московском доме национальностей.
Статья XV: “Криптохристиане Понта: сила духа непокоренного народа”
Черноморское побережье Малой Азии славилось своими природными богатствами. С древности в этом горном регионе были известны богатые залежи драгоценных металлов, но не менее известными были и местные мастера, знавшие толк в их добыче и обработке. К их услугам обращались как цари Понта и императоры Византии и Трапезунда, так и завоеватели, стремившиеся во все времена покорить греков этого значимого во всех отношениях региона. Обратились к услугам понтийских металлургов и султаны Османской империи. Серебро из Понта стало поступать в Константинополь в первые годы после падения Трапезундской империи. Населению, занятому в сфере добычи серебра были даны особые привилегии. Основной центр добычи этого драгоценного металла, находившийся вдали от побережья и от взоров османской знати назывался Серебряным городом «Аргируполис» (по-турецки Гюмюшхане). Центрами добычи драгоценных металлов стали и другие регионы Понтийских гор.
В горные регионы, где практически без вмешательства османской власти поддерживалась греческая культура, стали стекаться греки из соседних городов и сел. Сохранение этнической идентичности и прибыльная работа собрали в горах Понта большое количество христиан. Относительно свободная жизнь подневольных греков продлилась недолго и не повсеместно. Регион Понта был разделен на земельные владения – тимары, правители которых вершили судьбы людей на огромных просторах Османской империи. Если местный османский «властелин» был терпимым и уважительным по отношению к местному населению, то хорошей и спокойной была их жизнь. Но стоило появиться в регионе ревностному мусульманину и тирану, как жизнь местного населения превращалась в ад.
Терпимость к населению иного вероисповедания, объявленная султаном Мехмедом ΙΙ продлилась недолго. Христианам надо было принимать решение, либо влачить жалкое существование, либо принять Ислам и правила жизни поработителей. Греки многих горных селений дали свой ответ на вопрос, приведший к данной дилемме. Они стали мусульманами, сохраняя скрытно все христианские обряды. Их священники днем были муллами в мечети, а днем попами в тайных церквях, укрытых в подвалах и в труднодоступных горных и лесных районах. Они не только крестили детей и венчались, но и отпевали мертвых, даже если их не удавалось похоронить по всем правилам христианских канонов.
Для христиан отказ от своей веры и переход в другую, считается грехом, но кто мог осудить простой народ, поставленный историей в тяжелые рамки существования. Были и районы, в которых христианское население приняло Ислам вместе с митрополитами и священнослужителями, отказавшись полностью от своих многовековых традиций. Такими были регионы с центрами в городах Тонья и Офи. Основным периодом насильственной и добровольной исламизации стал XVII век.
Криптохристиане находились в постоянной опасности. Каноны Ислама призывают к терпимому отношению к христианам и евреям, но категорически запрещают переход из своей веры в другую. Отступникам грозит смерть. Предостережения о возможном разглашении тайны коснулись и внутреннего правопорядка в общинах скрытых христиан. Дочери в семьях криптохристиан выдавались замуж в возрасте 12-14 лет. Избегались браки с настоящими мусульманами, даже если с ними поддерживались тесные отношения. Девочек в мусульманские семьи не отдавали, прикрываясь самыми премудрыми поводами и причинами. Когда же в семью попадала мусульманка, ее в первый период не допускали в общий круг. Молодую невестку готовили самыми разными ухищрениями к принятию христианской веры.
Крещенные мусульманки не выдавали своих мужей и их родственников в некоторых случаях из-за страха столкновения между семьями, но чаще из соображений собственной безопасности. Хотя были и случаи предательства. Жители горного понтийского селения Кромни рассказывали в своих воспоминаниях о случае, когда криптохристианин Азиз сын Муртезе-эфенди женился на мусульманке из селения Келеверик (город Испир). Девушка приняла крещение в монастыре Панагия Сумела и получила имя София.
Однажды, посетив своих родителей, она созналась им во всем, что происходило в доме ее мужа. Дело дошло до суда в Аргируполисе. Азизу, как и его близким людям, грозила смерть за вероотступничество, но помогло вмешательство армянки -криптохристианки. Армянка стала доказывать, что Азиз-ага заставил ее перейти в Ислам и обвинила его в жестокости по отношению к христианам. Судьи не поверили в то, что Азиз мог стать вероотступником, и он был спасен.
Скрытые христиане старались помогать своим братьям по вере, пользуясь привилегиями мусульманина. Известны случаи, когда открытые христиане были знакомы – со скрытыми, но не выдавали их. В то время религиозность людей была глубокой, и предательство своих единоверцев было делом недопустимым.
Известна история, когда мулла-криптохристиан, пользуясь своим авторитетом как перед христианами, так и перед мусульманами, примирял их ссылаясь в одном случае на Библию, в другом случае – на Коран. Дети в семьях христиан получали два имени, христианское и мусульманское.
Криптохристиане продолжали жить, скрытно сохраняя свою христианскую веру, вплоть до середины XIX века. Османская власть в рамках реформ «Танзимат» в 1856 году объявила о свободе вероисповедания. Многие скрытые христиане открылись властям и своим землякам, подвергнув себя презрению со стороны мусульман. Их жизни стала угрожать опасность. Но греки-криптохристиане не могли больше жить в страхе. Они стали строить церкви и открыто проводить богослужения. Относительная свобода продлилась недолго. В начале ХХ века начался открытый геноцид против христиан Османской империи. Первыми уничтожению подверглись бывшие мусульмане, как отступники от Ислама. Ни рядовые мусульмане, ни османские власти не могли поверить в то, что люди могли скрытно сохранять веру своих отцов несколько столетий. И это, в целом, не имело уже никакого значения. Все христиане были либо изгнаны со своих исконных отеческих земель, либо уничтожены в период с 1916 по 1923 гг. Криптохристиане, не поверившие османским властям в 1856 году, по сей день крестят своих детей и живут в Понте, называя себя двумя именами и надеясь на настоящую свободу вероисповедания, когда бы это не произошло.
Василий Ченкелиди, историк
Литература для чтения:
- Γεώργιος Ανδρεάδης, Οι Κλωστοί, Εκδόσεις Γόρδιος, 1993
- Ιστορία της Κρώμνης, Α.Ι. Παρχαρίδη, Τραπεζούς, 1911
- Γεώργιος Ανδρεάδης, Από το Μύθο στην Έξοδο, Ο Ελληνισμός της Μαύρης Θάλασσας, Εκδοτικός Οίκος Αδελφών Κυριακίδη Α.Ε., Θεσσαλονίκη, 1994
- Χρήστος Σαμουηλίδης, Ιστορία του Ποντιακού Ελληνισμού, Αλκύων, Αθήνα, 1985
- Константинос Фотиадис, Геноцид Греков Понта, Издательство М.&К. Стамулис, Салоники, 2015
Если вы хотите поддержать этот проект и работу лектора, Вы можете перевести деньги через наш сайт, указав в комментарии: «История Понта»