Дорогие друзья,
Московское общество греков продолжает публикацию статей, посвященных истории Понта в рамках годового курса лекций историка из Греции Василия Ченкелиди.
Все видео записи лекций – на нашем youtube-канале https://www.youtube.com/channel/greekmos
Все статьи, предшествующие лекциям, вы можете найти на нашем сайте в проекте “История Понта” по ссылке https://www.greekmos.ru/pontos_history/
Следите за нашими новостями, чтобы не пропустить начало регистрации на третью лекцию курса, которая состоится 30 мая 2019 года в Московском доме национальностей.
Статья XVII: “Топал Осман – его руками уничтожались греки Понта”
Статья посвящается 100-летию геноцида греков Понта.
Вечная память невинно убиенным (1919 – 2019)…
Греки Понта, попав под суровое иго турок-османов, влачили жалкое существование на протяжении нескольких веков. Противоречия в османском обществе обострились в начале ХХ века и переросли в период Первой Мировой войны в открытый геноцид христианских народов. Жертвами турецких националистов и иррегулярных военных формирований стали и греки Понта (северо-восточная часть полуострова Малая Азия). Политика геноцида христиан имела и своих вдохновителей, и своих исполнителей. Вдохновителями геноцида были турецкие националисты младотурки и их последователь Мустафа Кемаль, получивший позже фамилию Ататюрк (отец турок). Исполнителями были многочисленные обозленные турки-османы, терявшие власть над “стадом”, то есть христианами, потомками подданных Византии, когда-то захваченной ими, но непокоренной. Особой яркостью в истреблении греков Понта отличился Осман Феретдин житель Керасунда, города образованного греками на Черном море в глубокой древности.
Осман Феретдин, прозванный (хромым), затаил зло на греков еще с периода Балканских войн (1912-1913 гг.). Османская империя тогда теряла свои завоевания в Европе. Греция, Сербия и Болгария смогли значительно потеснить своего недавнего угнетателя, турок-османов.
Молодой парень Осман решил внести свой вклад в сохранение Османской империи и вступил добровольно в ряды действующей армии. Он вернулся с войны с серьезным ранением ноги и получил от своих земляков прозвище “Топал” (т.е. хромой). Существуют разные версии ранения Османа. Одна принадлежит ему лично и связана с его героизмом в войне с греками, сербами и болгарами. Другая – имеет совсем другую подоплеку.
До наших дней дошла следующая история… Осман, получив в свое подчинение сорок бойцов, направился к Салоникам. На пути карателям встретилось греческое селение Сорок Церквей. Под угрозой смерти жители села приняли на постой людей Османа. Сам командир разместился в доме мухтара (главы селения в Османской империи). Все самое изысканное, что было в запасах греческих семей, было накрыто на стол. Сам глава селения поспешил устроить и других турок в домах односельчан. Но Осман не остановился на достигнутом. Ему приглянулась восемнадцатилетняя дочь мухтара. Он затащил девушку в соседнюю комнату. На всю округу были слышны ее крики и зов о помощи. С болью смотрела на все происходящее мать несчастной девушки. Не выдержав, она схватила нож и вонзила его в ногу насильника. И девушка, и родители были убиты. Сам же Осман после ранения нанесенного греческой матерью стал хромым.
Легенду о том, как Осман стал хромым, приводит в своей книге “Топал Осман, хроника одной неизвестной греческой трагедии, Геноцид в Понте (1914 – 1924)” понтийский писатель Греции Георгиос Лампсидис. Книга была издана впервые в Афинах в 1969 году.
Топал Осман так и не успел внести свой вклад в исход Балканских войн. Османская империя потерпела поражение. Вернувшись домой, свирепый Осман хвастался перед своими земляками, как он смело сражался с греческой армией и клялся, что отомстит за свою рану.
Осман отомстил грекам позже. Но уже не грекам на Балканах, а грекам Понта, своим землякам. В годы Первой Мировой войны Османская армия терпела поражение за поражением. Беглые турецкие солдаты создавали банды и грабили греческие села. Они убивали мирное население, которое и без того подвергалось османскими властями насильственным переселениям вглубь Малой Азии. Марши смерти унесли жизни многих греков Понта и других христианских народов.
Осман со своими соратниками приложил к этому максимум усилий. Временно избежали жестокой участи греки Восточного Понта, где с апреля 1916 года по март 1918 года находилась русская армия. По условиям Брест-Литовского договора Советская Россия уступила регионы с центрами в Трапезунде и Карсе туркам.
19 мая 1919 года в понтийский город Самсун по поручению султана прибыл инспектор османской армии генерал Мустафа Кемаль. Вместо того, чтобы разобраться с ситуацией Кемаль-паша начал формирование армии из разрозненных банд. Состоялась встреча Кемаля и Топала Османа, в ходе которой последний получил “добро” на уничтожение греков. Им была захвачена власть в Керасунде. Резня христиан усилилась.
“В память о тех, кто погиб, потому что был греком”, – с таких слов начинается книга Георгиоса Лампсидиса.
Прошло 100 лет, но греки Понта помнят имена преступников, совершивших геноцид. Одним из имен, навечно оставивших кровавый след в памяти потомков жертв геноцида, является имя Топала Османа.
Автор статьи: историк Василий Ченкелиди
Если вы хотите поддержать этот проект и работу лектора, вы можете перевести деньги через наш сайт, указав в комментарии: «История Понта»