Создание организации ”Филики Этерия”
В 1814 году трое эллинов решили создать строго партизанскую организацию, которая бы пропагандировала восстание всех греков против османского ига. Это были 35-летний Николаос Скуфас из Арты (Средняя Греция), 42-летний Эммануил Ксанфос c о. Патмос и 26-летний Афанасиос Цакалов из Иоаннена (Яннина, Эпир). Все трое были хорошо подкованы социально и успешно вели идейную борьбу каждый на своём месте.
Целью создания организации была, конечно, революция для ”восстания и освобождения греческой Нации и нашей Родины”, как говорил сам Ксанфос. И продолжает в своих ”Воспоминаниях”, ”дабы самым исполнить то, на что напрасно долгие годы надеялись, что совершат, проявив человеколюбие, христианские правители”.
Развитие организации ”Филики Этерия” было стремительным. Если в 1814- 1816 гг. насчитывалось 20 членов, а до середины 1817 г. их число не превышало 30 человек, и это были преимущественно греки России и Молдовлахии (Дунайские княжества), то, уже в 1818 г. началось массовое вступление в организацию. В 1820 году это были уже эллины со всех точек греческого материка, а также за его пределами. Нам знакомо лишь 1096 имён, но известно, что членство насчитывалось тысячами. В Бессарабии к боевой дружине присоединились около 4.000 добровольцев, среди которых было много греков Понта. В первые месяцы 1821 г. членов было уже несколько десятков тысяч. Организация превзошла саму себя.
В рядах организации ”Филики Этерия” главным образом стоят крупные торговцы, фанариоты (греки, выходцы из аристократического района «Фанари» Константинополя) средний класс, духовенство, а так же лица, сыграющие в последствии ключевую роль (как положительную так и отрицательную) в борьбе за освобождение, такие как Теодорос Колокотронис, Одиссеас Андрутсос, Анагностарас, архимандрит Григориос Дикеос (Папафлессас), Александрос Маврокордатос и Негрис, судовладельцы Кудурьётис, меценаты Заимис, Лонтос, Нотарас, митрополит Палеон Патрос Германос и др.
Структура «Этерии» была похожа на структуру масонов и карбонариев. Возглавляла движение «Невидимая власть» и начальники посвященных прозрачно намекали, что ими правит укрывшийся за этим псевдонимом сам Российский император Александр Ι. В начале учредителями Организации было трое, затем с 1815 по 1818 присоединились еще пятеро, а после кончины Скуфаса- еще трое. В 1818 году «Невидимая власть» была переименована во «Власть 12 апостолов», каждый апостол отвечал за определённый регион.
Организация имела пирамидальную структуру, во главе которой стояло ”невидимое начало”. Никто не знал и не имел права спросить о личностях вождей. Все приказы выполнялись безоговорочно, члены не принимали решений о деятельности. Общество именовалось «храм» и имело четыре уровня посвящения: α) Братья (αδελφοποιητοί) или
Вламиды (βλάμηδες), β) Рекомендованные (συστημένοι), γ) Жрецы (ιερείς), δ) Пастыри (ποιμένες). Священники были нагружены приёмом в первые два(2) сана. Они разговаривали с новыми желающими, справлялись об их мотивах и патриотизме, знакомили в общих чертах с целями общества, и только после этого принимали в ряды
под присягу.
Тогда нового желающего вступить приглашали к священнику- члену общества, тот клялся на Библии о том, что говорит ничего кроме правды и присягал обществу, повторяя текст Устава с уст батюшки 3 раза.
Присяга, картина маслом, художник Д. Тсокос (1849г.)
«Клянусь во имя истины и правосудия пред Всевышним сохранить в тайне, жертвуя своей собственной жизнью, претерпеть все пытки таинства кои мне поведают и правдиво ответить на все вопросы».
Тогда его спрашивали: «правда ли, брат, то, что повторил ты 3 раза?»
«это правда, клянусь на Евангелии», отвечал новоизбранный.
После этого уже новоизбранный становился членом общества и имел свои полномочия и обязанности. Член того же сана, что и приставленный направлял и знакомил его с деятельностью команды. Первые 2 сана (братья и рекомендованные) не имели непосредственного отношения к революции. Знали лишь, что они члены общества, свершающего благое дело для Нации и Родины и в которое входят значительные и избранные. Так, усиливалось чувство гордости и желание творить во имя Отечества.
Создатели Филики Этерии
Николаос Скуфас родился в с. Компоти района Арта в 1779 г., где ходил в школу и был в подмастерьях на фабрике изготовления шапок (отсюда и фамилия).
В 1813 приезжает в Одессу и занимается с большим успехом тем же производством. Там же знакомится Панаётиссом Анагностопуло и Эммануилом Ксанфос, будущими учредителями общества. В 1815 году он предлагает создание Филики Этерия.
Взял на себя распространение информации российским грекам. По началу результаты, особенно в Москве и Петербурге, были не так значительны. В Одессе же в 1816 году при сотрудничестве с Анфимосом Гази продвижение славы общества стало более существенным, привлекая клефтов и будущих героев Отечества из Центральной части Греции.
Пропагандировал идею Филики Этерии на Пелопонессе через Константинополь. К
сожалению, из-за проблем со здоровьем, он не успел осуществить свою миссию и через год, 31 Июля 1818 г. его не стало. Похоронен на кладбище офицеров ст. состава в Константинополе.
Эммануил Ксанфос родился на о. Патмос в 1772. Там начал своё обучение и после скорее средних результатов в школе переехал в Италию и работал там в одном из коммерческих предприятий. В 1810 году приехал в Одессу и работая секретарём познакомился с 3 купцами из Иоаннена.
Решив создать свою коммерческую организацию, приезжает в Грецию, а по возвращению в Одессу озвучивает Афанасию Цакалов и Скуфасу свою идею об учреждении Филики Этерии (1814) Ксанфос берет на себя финансовые и организационные вопросы, а также контакты с членами- учредителями общества (с Панаётиссом Анагностопуло).
В 1818 Ксанфос предлагает встать во главу общества Иоаннису Каподистрия как вождю – ’невидимке’. В Январе 1820 в Петербурге состаялась их встреча и он столкнулся не только с отказом встать во главу общества, но и с убедительным наставлением, в связи с неблагоприятными условиями в Европе для борьбы за освобождение, повременить с организацией как таковой. Как греческий патриот, граф желал скорейшего освобождения своего Отечества, но, как близкое лицо к русскому императору, он был уверен, что восстание греков, не поддержанное Россией, поведёт только к бесполезному кровопролитию, поэтому граф стал убеждать Ксанфоса оставить мысль о насильственном перевороте.
Так, вождём предлагается стать Александросу Ипсиланти, который с радостью согласился. Он, не раз выражающий симпатию царского режима в России, надеялся на поддержку России в борьбе за освобождение Греции от Турок. С того момента Ксанфос и Ипсилантис сотрудничают и координируют соответствующие мероприятия.
После революции в районе Молдовлахии, Ксанфос переезжает через Италию в Пелопоннес, который уже восстал. Там останется до 1826 г. , а затем перебирается в Австрию, где пытается помочь бежать Ипсилантису. Ему это не удаётся и он вынужден ехать во Влахию и пребывать там инкогнито до 1837 г. Возвращается в Грецию и по истечению 2 лет служит на о. Идра, занимая высокую чиновничью должность, но вскоре его отстраняют. Остаток своей жизни проводит в нищете, добиваясь у государства какую- либо пенсию. Умирает 28 Ноября 1852 г в Афинах.
«Мемуары» Ксанфоса- это наиценнейший источник наших знаний об истории Филики Этерии, поскольку ни Цакалову, ни Скуфасу не удалось оставить после себя подобные воспоминания.
Афанасиос Цакалов родом из центра Греции г. Иоаннена. Был вынужден покинуть Грецию и репатриировать в Россию к своему отцу. На некоторое время оказался в Париже, где участвовал в организации «Грекоязычной гостиницы», культурно- образовательного предприятия. Переезжает в Вену, где знакомится с Иоаннисом Каподистрия, в те времена исполняющий обязанности Министра Иностранных Дел. В Москве знакомится с Николаосом Скуфасом и идеей об организации Филики Этерия.
В Июле 1818 г. Афанасиос Цакалов едет в Одессу, где проживает большое число греков, и пропагандирует движение организации. Сотрудничает с Анфимосом Газисом, видным деятелем Филики Этерии, вводя новых людей в организацию уже в Константинополе, Смирне, Македонии, Фракии и Фессалии.
Один из первых вступивших в партию Николаос Галатис, стал выступать против движения и вел себя предательски по отношению к другим членам, чем вызвал необходимость пресечения со стороны Цакалова. Его обезвредили на Пелопоннесе в 1819г.
Цакалов обвиняется в убийстве и вынужден бежать из Мани в Италию, где и остаётся до начала Революции 1821 г. В разгаре событий находится в районе Дуная, встаёт на защиту Ипсилантиса и возвращается воевать за Грецию. После освобождения Греции от османского ига, во времена Иоанниса Каподистрия, Цакалов служит в правительстве, и в качестве уполномоченного Генерального Совета в Аргосе. В 1832 г. оставляет навсегда Грецию и переезжает в Россию, в Москву, где и умирает, совершенно забытый греческим государством.
КЛЯТВА ЧЛЕНОВ «ФИЛИКИ ЭТЕРИИ»
Как честные люди, пробужденные стремлением к обретению свободы нашей многострадальной Родины, клянемся оказать содействие всеми своими духовными и физическими силами для достижения Свободы, не боясь ни пороха, ни железа, ни недуг со стороны тех, кто пожелают сорвать наше Священное стремление. Не будем жалеть ни свои усилия, ни старания, для достижения этой решительной цели. Все, что является нашей общей тайной, ни в коем случае не должно разглашаться без предварительного одобрения. Клянемся, что только порох и борьба являются единственными средствами между нами и нашими тиранами при осуществлении наших целей. Если, по сребролюбию или трусости, мы отвернемся от нашего Священного долга, то тогда наше имя пусть предастся анафеме и будет проклятым нашими соотечественниками, наша кровь пусть прольётся, как проливается это вино, а наше тело, не достойное погребения, пусть предастся снедью хищникам и птицам.
Аминь.
Источники:
- http://www.matia.gr/7/78/7806/7806_1_03.html
- http://www.matia.gr/5/510/510_4.html
- http://www.parliament.gr/1821/anafora/filikoi.asp
Подбор материала: к.и.н. Теодора Янници
Перевод: Инесса Эфремиду