Костанди Кириак Константинович (1852-1921) – живописец.
Родился 15 октября 1852 года в с. Дофиновка под Одессой.
Был шестым ребенком в семье рыбака, отец и мать – по национальности греки. Кириаку Костанди было девять лет, когда умер отец, оставив вдову с девятью детьми. В поисках средств к существованию К. Костанди в 1862 году уехал в Одессу, работал в бакалейной лавке, в винных погребках. Каждую свободную минуту он “зарисовывал сценки, происходившие в погребе, мелом на стойке, углем или карандашом на стене”, – писал первый биограф Костанди В.Ф. Лазурский. Рисунки случайно увидел фотограф Бюлов и взял мальчика ретушёром в свою мастерскую. Это произошло в 1868 году.
Два года, проведенные у Бюлова, Костанди считал началом своего художественного образования. В 1870 году он начал посещать бесплатные воскресные классы при Одесской рисовальной школе, а с 1871 года стал постоянным учеником школы. “В автобиографии Костанди говорит, что из учителей школы он сохранил самое светлое воспоминание об Иорини, Бауэре и Мальмане как о людях, любивших свое искусство и этим внушавших любовь и своим ученикам”, – отмечал В. Лазурский.
После окончания школы в 1874 году благодаря содействию И.К. Айвазовского и материальной поддержке греческого консула в Одессе И.Ю. Вучины он поступил в Петербургскую академию художеств, где одним из учителей его был П.П. Чистяков. Материальное положение оставалось трудным – приходилось перебиваться уроками рисования и редкими заказами на копирование картин. Окончил академию он в 1882 году со званием классного художника 3-й степени.
Автопортрет на пленере. 1903г.
Еще будучи в академии, Костанди был приглашен преподавателем в Одесскую рисовальную школу и с февраля 1885 года зачислен старшим преподавателем. Здесь он проработал до конца жизни. В начале 1887 года Костанди смог осуществить давно желанную поездку за границу. Вместе с братьями Николаем и Дмитрием Кузнецовыми он посетил Францию, Германию, Австрию, Италию.
С 1884 года он экспонент выставок Товарищества передвижников, с 1897 года – член объединения. Член-учредитель Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ, 1890) и постоянный участник выставок, а с 1902 года – бессменный председатель товарищества. Одесские художники называли его своей совестью. Ни одно выступление Костанди на южнорусских выставках не проходило незамеченным. Каждая его новая работа вызывала живой интерес и восхищение зрителей и критиков. Интересен отзыв на выставку 1903 года молодого скульптора В. Издебского (через шесть лет – организатора знаменитых “Салонов”, познакомивших Одессу с новыми направлениями в искусстве): “Вот талантливый художник с вечно юной душой, с чутким пониманием красот природы. Какая жизнерадостность в его вещах, из которых каждая является маленьким шедевром! Нет мотивов грусти и скорби, нет пессимизма. Солнце, ясное, весеннее солнце, свет и радость разлиты щедрой рукой на маленьких полотнах г. Костанди”.
Весной 1894 года вместе с художниками Е.И. Буковецким и П.А. Нилусом Костанди во второй раз едет за границу. Они побывали во Франции, в Австрии, в Германии и всюду знакомились с музеями и новейшими течениями в искусстве.
Еще раз в Европе Костанди побывал летом 1900 года. С группой южнорусских художников, в числе которых были Л. Пастернак, П. Нилус, Г. Головков, А. Стилиануди, он осмотрел картинные галереи Вены, Мюнхена, познакомился со Швейцарией. Конечной целью поездки была Всемирная выставка в Париже. В числе других русских картин в художественном отделе была картина Костанди “Ранняя весна”, отмеченная бронзовой медалью выставки.
Костанди – один из организаторов созданного в 1897 году Одесского литературно-артистического общества и открытого в 1899 году Городского музея изящных искусств (ныне – Одесский художественный музей). В 1907 году “за известность на художественном поприще” он получил от Петербургской академии художеств звание академика. В 1902 году на выставке южнорусских всеобщее восхищение вызвала картина “Цветущая сирень”, которая была приобретена для Городского музея за 1000 рублей. Ученик Костанди художник А.М. Нюренберг вспоминал, как вместе с другими начинающими художниками ходил в музей на свидания с “Сиренью”.
В 1910 году в Одессе широко отмечалось 25-летие художественной и педагогической деятельности Костанди. Среди многочисленных поздравлений было и письмо от И.Е. Репина:
“Всегда с особенным желанием видеть Ваши редкие и драгоценные труды я стремлюсь на наши симпатичные выставки, – писал маститый художник, – и Ваши картины меня влекут первые, и от них веет таким теплом, жизнью и красотой. Все, что Вы ни изобразите, полно прелести и технического очарования. С первого взгляда – это скромное, бесконечно милое создание художника. Но стоит остановиться, как эта небольшая, по обыкновению, картина, начинает увеличиваться в размерах, расцветает в прелестных тонких блестках колорита и все пластичнее и пластичнее выступает форма всех организмов. Вот искусство! Стоишь, и не хочется расстаться; втягиваешься в истинное созерцание природы, той ее красоты, которую только видит художник…”.
“Костанди, – писал в статье к юбилею П.А. Нилус, – наша художественная совесть; его влияние в местном товариществе художников благотворно и жизненно. Благодаря таланту Костанди мы поняли прелесть пейзажа наших окрестностей. Он нам открыл весенние сумерки, горячие дни лета, знойные закаты осени – необычайной, трогательной, наивной красоты. <…> Среди бесчисленных художников нашего времени фигура Костанди выделяется как укор, как напоминание о забытой вере, любви к природе, об истинном отношении к искусству”.
В марте 1917 года Костанди назначили директором Городского музея изящных искусств. Это была значительная материальная поддержка для вечно нуждавшейся многодетной семьи художника. Параллельно он продолжал преподавать в Художественном училище.
В декабре 1920 года Костанди заболел, а с февраля 1921 уже не мог вести занятия в училище. Лечение дало только кратковременное облегчение, и 3 октября больное сердце остановилось.
В ноябре был создан комитет по увековечению памяти мастера, а в 1922 году его друзья и ученики основали Художественное общество им. К.К. Костанди, действовавшее до 1929 года.
При жизни художника не было ни одной его персональной выставки. Только в 1924 году состоялась первая – посмертная – выставка его работ, плод усилий Общества им. Костанди. Последующие выставки прошли в 1941 и 1952 гг. в Одессе, в 1941 и 1977 гг. в Киеве. В 1996 году Одесский художественный музей и Греческий фонд культуры организовали выставку “Кириак Костанди, его ученики и другие художники-греки в Одессе”.
Работы Костанди есть в крупнейших музеях Украины и России. Поистине великолепная коллекция его живописных работ и рисунков сохраняется в Одесском художественном музее.
1 сентября 2010 года во дворе дома № 46 по улице Пастера, где жил Кириак Костанди, был установлен памятник художнику. Авторы — скульптор Зоя Ломыкина, архитектор Владимир Бреславец. 30 августа 2013 года дворик дома был украшен, а на памятнике появилась соответствующая табличка.
26 октября 2010 года, в 158 годовщину со дня рождения художника, на фасаде дома по улице Пастера, 46, за счет средств мецената Е. Деменка была открыта мемориальная доска работы скульптора А. Князика.
Автор статьи: Ольга Барковская, заместитель отделом искусств
Одесской национальной библиотеки им. М. Горького
Источники:
http://viknaodessa.od.ua/gallery/zoom/?5395