Шотиди Константин Харлампиевич – председатель Московского общества греков с 1995 по 2005 гг.
Заместитель заведующего кафедрой термодинамики и тепловых двигателей, профессор.
Родился 23 октября 1942 г. в г. Батуми.
Окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности имени И.М. Губкина в 1966 г. по специальности «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов».
Кандидат технических наук, 1972 г.
Доцент, 1979 г.
Работа:
- В университете им. И.М.Губкина: ассистент (1969-1973), старший преподаватель (1973-1979), доцент (1979-2003), профессор (с 2003), зам. зав. кафедрой термодинамики и тепловых двигателей (с 1986), зам. декана факультета проектирования, сооружения и эксплуатации систем трубопроводного транспорта (1995-2012).
- В Алжирском национальном институте нефти (1980-1984) – зав. секцией теплотехники.
Преподаваемые дисциплины:
- Термодинамика и теплопередача;
- Техническая термодинамика и теплотехника;
- Теплоэнергетические установки
Награды:
– Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997);
– Почетная грамота Минобразования РФ (2000);
– Почетный нефтяник (2000);
– Почетный работник высшего профессионального образования РФ (2002);
– Почетный нефтегазостроитель (2009);
– Почетный работник РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина (2013);
– Высшая награда ФНК Греков России (2017);
– Ветеран Губкинского университета (2017);
– Лауреат премии имени академика И.М. Губкина (2018)
Председатель учебно-методической комиссии факультета.
Автор более 100 научных, учебно-методических работ и патентов по тепловым методам воздействия на нефтяной пласт, исследованию теплофизических свойств горных пород, прикладным вопросам термодинамики и теплопередачи.
Член ученого совета факультета.
Источник: https://www.gubkin.ru/
Фотографии из личного архива Константина Харлампиевича Шотиди
“Константин Харлампиевич Шотиди – 80-летие нашего заслуженного соотечественника, одного из видных и знаковых деятелей движения”
(отрывок из статьи Никоса Сидиропулоса).
В числе первых выдающихся деятелей нашего движения он был награжден высшим знаком отличия нашего движения «За заслуги перед Понтийским эллинизмом».
«…Главное в работе нашего Общества – это люди»
23 октября 2022 года нашему заслуженному соотечественнику, видному деятелю национально-культурного движения греков в России, председателю Московского общества греков в 1995-2005 гг., профессору Московского госуниверситета нефти и газа им.И.М. Губкина Константину Харлампиевичу Шотиди исполняется 80 лет.
2022-й год – год 30-летия греческого Объединения в России и …80-летия К.Х. Шотиди!
Константин Шотиди. Узнаваемое и, что немаловажно, уважаемое лицо в греческом национально-культурном движении. Уроженец Батуми. Выпускник нефтехимического института им. Губкина. Профессор этого известного российского вуза (Университета).
Стоял у истоков создания Московского общества греков. Член его первого Президиума.
Заместитель председателя Московского общества греков (1992-1995), Председатель МОГ (1995-2005), заместитель председателя АГООР (1997-2002). Выступления на греческих форумах руководителя московской греческой общины ожидались и выслушивались с большим вниманием греческим председательским корпусом, потому что отличались всегда своей взвешенностью, логикой, доскональным знанием греческого предмета.
Руководитель Московского общества греков (1995-2005) профессор Константин Шотиди пользовался уважением у своих коллег руководителей национальных диаспор в Москве, избирался ими в руководящие органы Совета национальных диаспор. Пользовался авторитетом в кругах московского политического истеблишмента. Только почему в прошедшем времени? Пользуется! 17 лет он не является руководителем Московского общества греков, но двери в московских властных кабинетах для этого человека всегда открыты. Наверняка и потому, что для их обитателей представления, почерпнутые ими из умных книг, каким должен быть грек, в ходе общения с профессором К.Х. Шотиди.
Грек должен быть по своей природе умным, просвещенным, культурным человеком!
– Константин Харлампиевич! От имени тысяч наших соотечественников поздравляю вас с 80-летием – возрастом философской греческой мудрости. Первые вопросы нашей беседы. Что такое общество греков? Главные приоритеты в его работе?
– Общество греков – это люди. Это сердцевина всего. Именно для наших людей мы создавали Московское общество греков. Мы должны знать друг друга и сделать все возможное и невозможное, чтобы сохранить себя греками – носителями традиций и обычаев наших предков, нашей православной веры, греческой культуры и истории, греческого языка, исторической и семейной памяти. Мы должны быть греками! Добавлю, достойными греками, кто у всех окружающих нас народов формирует мнение, как о достойных наследниках великой греческой культуры и цивилизации. …Общество – это одна семья со всеми пополам радостями и печалями. Общество – это как в храме чистота помыслов. Общество – это школа и курсы греческого языка. Нашей школе, к созданию которой ваш покорный слуга приложил руку, вместе с ее историческим руководителем заслуженным эллинистом и педагогом Н.Г.Николау, в этом году отмечает свое 25-летие. Общество греков – это община, это двери настежь для каждого грека, чтобы здесь выполняли свою греческую миссию по призванию души, а не по приказам сверху.
– Создание нашего Общества было продиктовано веянием времени и страстным желанием широких греческих масс иметь в Москве свой общий родной очаг.
– Желание создать Общество в Москве у нас, в то время греческого студенчества и молодежи, греческой интеллигенции, было еще в 1960-х и 1970-х годах, но это было невозможно, как и для ровесников наших дедов и родителей в далеком 1924 году. В те годы мы встречались, находили друг друга, отмечали полулегально, как этеристы, день Независимости Греции в квартирных условиях. Были у нас тогда свои неформальные лидеры. Горбачевская перестройка и демократизация позволили нам создать Общество.
– Только созданное Московское общество греков стало творцом-организатором Всесоюзного фестиваля греческой культуры в октябре 1990 г. Фантастика!
– Сам факт, что нам оказался по плечу такой масштабный проект, является во многом заслугой первого председателя Общества Георгия Евгеньевича Трапезникова – его тогдашних руководящих возможностей. Это и заслуга актива нашего Общества. Время проведения в Москве фестиваля греческой культуры совпало со временем подготовки к проведению Учредительного съезда греков Советского Союза, прошедшего 29-31 марта 1991 года в причерноморском Геленджике. События развивались калейдоскопически. Это было интересное время, которое можно назвать счастливым узнаванием нами друг друга.
– Константин Харлампиевич! Со времени исторического съезда в Геленджике минуло 25 лет. Вы разделяете данную высочайшую оценку его исторического значения для греков Советского Союза 1-го съезда греков СССР в Геленджике?
– Да, безусловно, разделяю. Съезд в Геленджике стал историческим событием для греков Советского Союза. Спустя 25 лет, достаточное время для «отделения зерен от плевел», данная высокая оценка Первому греческому съезду лично у меня не поменялась.
– В Обращении делегатов Съезда к соотечественникам было четко сказано: «…Мы выполняем чаяния нашего народа». …Никогда более я не слышал этих слов!
– Все именно так и было! Это был Ренессанс нашего движения. Потом пошел спад. …Возвращаюсь в 1991 год. Предсъездовские и после съездовские ожидания, эйфория, вера в скорые перемены у наших людей. Тогда необходимо было в кратчайшие сроки мобилизовать весь имеющийся в те годы наш греческий организационный ресурс, близость к власти тогда нашего лидера Гавриила Попова, чтобы в течение 1991-1992 гг. решить доставшиеся нам в наследство вопросы из трагической истории нашего народа в первой половине 20-го века. Другие вопросы. То же обретения Греческого дома в Москве.
– Манифест о Реабилитации греков России так и не был издан.
…Великая идея обретение нами в столице Греческого дома все еще актуальна.
– Поверьте, для меня этот вопрос до сих пор незажившая рана, все эти вопросы мы бы решили в далеком 1992 году, когда нам московское правительство передавало пространство Константинопольского подворья. Были и греческие инвесторы. Гигантскую работу проделал тогдашний председатель Общества Аристотель Параскевопуло. Наш известный архитектор Александр Федорович Чартилиди подготовил проект реставрации. Но, кто-то сказал, самыми большими врагами греков являются сами греки. Центр Москвы. Петровка. У нас бы сегодня все было – пространство для Общества: школы, творческих коллективов, просторный культурный центр, спортклуб, представительства для молодежи и ветеранов, женщин, музыкантов и художников и т.д. …В 1999 году мы не смогли претворить «Афинский проект». Увы, в то время в Москве не было крупного греческого бизнеса. Мы не смогли убедить правительство Греции и мэрию Афин включиться в этот проект. В 1992 году нам было сказано: «Разберитесь друг с другом». …Последняя неудачная попытка на моей памяти решить этот важный вопрос была более 15 лет в ходе визита в Россию премьер-министра Греции К. Караманлиса.
– Но ведь были за эти годы и радостные обретения, и достойные свершения!
– Безусловно, были. Общество есть, оно не распалось, несмотря на разные периоды в его биографии. Разве это не достижение, что мы все еще интересны друг другу. Уверяю вас, «родителем» Греческого культурного центра, того же клуба «Ромиосини» стал системный кризис в нашем Обществе в эти периоды. Ничего ведь не происходит случайно. К свершениям Общества отношу создание нашей школы на Варшавке с греческим этно-культурным компонентом. «Греческая» школа просуществовала порядка 15 лет. Увы, школа на Чонгарском бульваре, 12 стоит на месте, но греческий компонент испарился вследствие всяческих «преобразований» в системе московского образования, но и, положим руку на сердце, и по нашим причинам, недостаточности нашего лоббистского ресурса. Греческий компонент сегодня поменял локацию на гимназию «Эллада» – плод сотрудничества нашего ГКЦ (Ф.Янници) и руководства этого учебного заведения. Остается пожелать плодоносия и долголетия этому прекрасному проекту продвижения греческой культуры, языка, духовности в пространстве столице России. …Достойное наше творение – это ветеранская организация во главе с героем Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. генералом А.Ф.Вураки. Это наша школа греческого языка с ее историческим руководителем, заслуженным педагога и выдающимся эллинистом Наталией Николау. Это создание (народного) творческого коллектива «Анагенниси», которым поначалу руководила Ольга Иоанниди, а затем Алексей Черкезов. Коллектив обрел статус народный, прогрессировал. Коллектив прекратил свое существование. Легче всего «остановить», чем затем возрождать. Мы, вспомните, регулярно проводили презентации книг, вечера поэзии,чествования ветеранов, встречи с нашими заслуженными соотечественниками. Обретали после долгих скитаний офис на Донской,8. Авторитет нашего Общества – это так же избрание меня в 1997 году заместителем председателя АГООР. Мы после долгих лет трений наладили контакт с посольством Греции, заставили послов и консулов относиться к нам с уважением, на равных, не как раньше сверху вниз.
– …Всегда отмечал ваше великое терпение в общении с соотечественниками.
– А как иначе! Руководитель Общества – это сродни монашеского пострига. Ты должен терпеть, не отвечать на отдельные «кульбиты» и «фигуры речи» наших пассионариев. Кому-то кажется, что это очень просто не отвечать на хамство и невоспитанность, не замечать мелкотемья и непорядочности. Необходимо терпение и любить свой народ. Обо мне никто не может сказать в лицо, что я не давал, а брал, не служил, а прислуживал. Честь превыше всего. Всем этим качествам, природному терпению и такту, я обязан своим родителям. Всегда старался что-то взять для себя хорошее от наших корифеев: О. А. Димитриади, моих друзей, это большая для меня честь, В.И.Сарианиди и А.Ф.Вураки.
– Самолюбия, амбиций, честолюбия, порой, в гипертрофированных «дозах», в греках всегда было с избытком. Каждый грек – это капитан и президент в одном разливе!
– Поймите, амбиции и честолюбие необходимо огранивать и эксплуатировать их в содержательную полезную для движения составляющую. …История нашего движения – это синусоида «глотков» обжигающей свободы и «погружения в дрему». …Когда я понял окончательно, что в нашем движении наступили «иные времена», когда работают с теми, кто удобен, что мы уходим от дороги, которая нас приведет к храму, то сразу же по собственной инициативе подал в отставку с поста заместителя руководителя Объединения (АГООР) . …Это было в 2002 году на Анапской конференции. Надо же, убежден в этом, работать со всеми, с удобными и неудобными. Главное – это наше дело, польза для него.
– …В ваши 80 вы востребованы на ниве преподавательской в вашем родном вузе.
– Представляете, когда мне исполнилось 60, пенсионный возраст, оставил себе еще 5 лет, после которых намеревался уйти на заслуженный отдых. Прошло еще 5 лет и вот сейчас очередная пятилетка. Во-первых, я люблю свою работу, которая для меня является жизненным призванием. Во-вторых, меня просто не отпускают. Видимо, ценят. Мы, преподаватели старой советской гвардии, стараемся всеми правдами и неправдами дать нашим студентам знания. Для нас качество нашей работы, репутация не пустые слова.
– Вы, знаю, всячески опекали в вашем вузе студентов наших соотечественников.
– Помогал им, они ведь многие иногородние, адаптироваться, решать разные проблемы. По учебе вопросов к ним не возникало. Считаю для себя это греческим патриотическим долгом. И они когда-нибудь осознают эту истину, что кровь водой не смешаешь.
23 октября 2022 года нашему заслуженному соотечественнику ветерану греческого движения профессору Константиносу Шотидису исполняется 80 лет. Поздравляем!
Желаем нашему заслуженному соотечественнику здоровья, счастья, оптимизма!
Никос Сидиропулос. Москва.
Константин Шотиди – неюбилейные мысли нашего соотечественника
Константин Шотиди. «Исповедь на заданную тему».
О себе, нашем народе, Первом Учредительном съезде греков Советского Союза
«Главное – это следование девизу: «Свобода, равенство и братство»!
23 октября – 80-летие нашего заслуженного соотечественника К.Х.Шотиди.
Разговор с нашим соотечественником ветераном греческого национально-культурного движения Константином Харлампиевичем Шотиди – это компиляция нашего с ним диалога на самые разные греческие темы. Разговор протяженностью в более чем 10 лет.
Мы встретились накануне его юбилея. Наши разговоры всегда по душам, начистоту. Тому порукой дружба длинною в 20 лет, особенная доверительность наших отношений, когда ты убежден, что все сказанное тобой останется достоянием нас двух и не разбежится по всем углам и весям. Константин Харлампиевич Шотидис мне интерес, как человеку, другу, соотечественнику, журналисту. Он мой друг, старший товарищ, кто болеет за меня душой. Все это не означает наличие меж нами искр острых споров, словесных агон.
Мы не виделись несколько месяцев. Эти проклятые 2 года пандемии выкосили из нашей среды близких и друзей, многих наших ветеранов движения. Особая рана в сердце – уход из жизни Константина Ильича Симеонидиса, Павла Архиповича Арзуманидиса. Нет более с нами второго председатели нашего Московского общества греков, потрясающего человека Аристотеля Анастасовича Параскевопуло. Никто не может нам их заменить, как ушедших ранее великих греков, наших греческих корифеев Виктора Ивановича Сарианиди, Николая Филипповича Мистакопуло, Георгия Ивановича Ксандопуло.
Из председательского корпуса Московского общества греков ушли в вечность Георгий Евгеньевич Трапезников, Аристотель Анастасович Параскевопуло, покинули этот бренный мир наши прекрасные ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Вечная им всем память. Низкий поклон за то, что они были в нашей жизни. Пока мы помним о них они вечно живые. Ведь память о них просветляет наши души!
Константин Харлампиевич Шотидис. Горжусь нашей дружбой. 5 лет назад на Расширенном Совете ФНКА греков России в Москве он был заслуженно награжден высшим знаком отличия нашего движения «За заслуги перед Понтийским эллинизмом».
Весь зал концертного центра Останкино сопроводил этот факт его награждения громовыми аплодисментами, в которых были любовь, уважение к этой личности.
Мой подарок моему другу – это презентабельный альбом «Греки России: путь к Возрождению». Очерки общественного движения греков России 1917-2017 годов. Ростов-на-Дону. 2018 г.», издательский проект ФНКА греков России, посвященный 100-летию историческому съезду греков России 1917 года в Таганроге и 25-летию греческого Объединения России. Альбом и солнечный привет из Анапы понтийское вино нашего с профессором Константином Шотиди друга профессора винного дела Валерия Асланиди.
Наш двухчасовой разговор о нашем движении, нашем народе, о том, почему за эти прошедшие 30 лет многие наши достойные начинания потерпели неудачу. Почему коллективные победы они гораздо полезнее индивидуальных, эго успехов. Что нами сделано за последние годы, между юбилейными датами Костаса Шотидиса (октябрем 2017 и октябрем 2022 годов)? Коллективное. Решили мы главные задачи, стоящие перед нашим движением, нашим народом – издание указа о Реабилитации греков России, признание Российским государством геноцида греков Понта в Османской Турции, обрела ли каждая реальная греческая община свой достойный греческий Дом, слышен ли голос чаяний греков России в общественно-политическом пространстве страны, на самом верху.
Почему у нас получается больше индивидуальное, но не коллективное. Греки строят, как десятилетия назад, храмы и часовни, удостаиваются орденов и медалей, академических регалий. Издаются книги, посвященные нашей истории и культуре. Самое значимое событий последних лет – это открытие в Ессентуках 18 мая 2019 года мемориала трагедии греков Понта в Османской Турции. 6 тысяч греков. Наша общая молитва, наша боль.
– Что бы вы сказали руководителям нашего движения, ваш греческий манифест?
– Мои убеждения за эти годы не менялись. Главное – это жить по правде, это честь и достоинство. Чтобы в руководстве движения, нашего Объединения были люди, которые этим жили, которые там были не «свадебными генералами», нам грекам «генералы» не нужны, чтобы мы видели в лице нашей греческой молодежи уже сегодня наше будущее. Необходимо ротация кадров, новые люди, новые идеи, дела, задачи, планы, горение, чувство гордости и ответственности, что ты представляешь свой народ, его интересы. Все должно быть по правде! Греческие общества – это общества греков, не эллинофилов. Для эллинофилов есть другая ниша греческих культурных центров. Не надо в общества принимать всех подряд ради членских взносов. Это просто карикатура, дискредитация!
Я, как оказалось, руководитель Общества на протяжении 10 лет, не являюсь членом Общества, потому что не заплатил взносы, не прошел перерегистрацию. Абсурд!
Не надо никаких делений на «золотых», «серебряных» и «напомаженных». Все это унижает наших людей. Мы все равны, все есть плоть от плоти нашего народа. Как говорят, дьявол кроется в мелочах. Самая важная «мелочь» – это атмосфера в общинах, в движении. Мы живем вновь в суровое время, когда более остро от нас требуется кто мы есть в дисциплинах «братство», «дружба», «единство», «солидарность», «достоинство».
…Руководители обществ – это те люди, которые этим живут, отдают всего себя.
Греческие общества – это общественное движение, не ЗАО и вертикаль власти.
Это идеи и люди, это массовость, это заполненные греками и гречанками пространства греческих обществ, не приемы посетителей по часам. Это люди, но не бюрократия.
Самый страшный библейский грех – это когда руководитель Общества становится чиновником-бюрократом, когда у него появляются в общении с соотечественниками менторские интонации, когда у наших соотечественников нет желания туда идти.
…Вот такие мои истины, моя исповедь. Мы многого бы достигли, если бы наши динаты были дружны, если у них в душе горел прометеев греческий огонь. У нас был бы в Москве настоящий Греческий дом (Дом греков России), во всех греческих домах были греческие дома, как в Геленджике, Анапе, Пятигорске, Ростове-на-Дону. Нам нужны свои всегреческие Бенардаки и Алфераки, Марандовы и Маразлисы! У нас, руководства движения, не хватили дара убеждения зажечь сердца наших динатов великими идеями движения, его целями. Подчинить их эго общим целям. Так многие вещи в нашем движении девальвировались. Деньги, статусы, все пошли на поклон к ним. Слава Богу, я в этом замечен не был. Потому как это и есть тупик, раковая опухоль, проклятие движения.
– Поздравляем Вас, Соотечественник, с 80-летием! Жить до 100 лет! Здоровья, оптимизма, счастья, благополучия. Душевной гармонии. Мы Вас искренне уважаем!
– Огромное спасибо! Благодарю ФНКА греков России за приглашение отдыха для ветеранов нашего движения в Анапе, но, увы, занятость, преподавательская работа, не позволила им воспользоваться. В мои 80 лет, это радостная констатация, я востребован, мои знания и опыт необходимы родному вузу, ведь надо родине готовить кадры!
Я хочу всем пожелать крепкого здоровья, не потерять интереса друг к другу, уважения друг к другу, жить библейскими каноническими ценностями «возлюби ближнего своего».
…Цель, главные задачи нашего движения – это наши греческие духовность и культура, это знания родного языка, хватит прятаться за причины его незнания, стыдно за это, это греческие истины в сердцах и душах каждого из нас. Это наша Греческая вера. Это победить в каждом из нас эгоизм «я» и подчинить его благу «мы». Всем веры и добра!
Греческое национально-культурное движение: люди, события, факты.
Данный журналистский материал, не буду скрывать этого, подверстывался автором этих строк к юбилейной дате – 20-летия со времени начала работы в Геленджике исторического Первого Учредительного съезда греков СССР (29-31.03.1991 г.).
По правде говоря, у меня не было никаких сомнений, как и 10 лет назад, дата 20-летия со времени проведения Съезда, так и в 2021 году, дата 30-летия исторического всегреческого всесоюзного Собрания, что данная значимая дата в нашем греческом историческом календаре станет поводом для организации греческого Сбора в причерноморском Геленджике, Сбора ветеранов нашего движения, его видных вчерашних и сегодняшних деятелей. С каждым годом их становится все меньше. Такова диалектика жизни. Недавний краткий сбор отдыха 20 ветеранов нашего движения в Анапе под эгидой ФНКА греков России, его лидера Ивана Саввиди, не в счет. Совсем другой формат. …Чтобы на этом сборе, акцентирую ваше внимание на этой фразе, греков подлинных патриотов нашего народа, была предпринята, быть может, последняя попытка возрождения нашего движения, возвращения в него светлых идеалов Первого греческого съезда «Свобода. Равенство.Братство», возвращения идей и людей. «Мы выполняем чаяния нашего народа».
Встреча в Геленджике «20 и 30 лет спустя» так и не состоялась. Видно, что главной причиной провала попытки созыва, сбора «генеральных греческих представителей» 2011 года стало наше общее поражение перед теми силами, которые частности, свое «я», поставили выше всенародного «мы», вспомним мудрые слова одного из творцов греческой революции 1821 года Янниса Макриянниса» («Εμείς» και «εγώ»). Разговор на темы «Что делать?», «Куда идти?». Что необходимо делать руководству греческого Объединения и обществ (не общин – это гораздо более емкое понятие, получение конституционного квалифицированного мандата доверия, гласа народа от соотечественников!), чтобы их соотечественники захотели переступить порог этих обществ, сами, не дожидаясь призывов о помощи, обратились к ним с самыми простыми словами: «Какая помощь обществу необходима от нас?». Это и есть народное признание. «…До встречи в Геленджике».
Не проведение всегреческого Сбора, посвященного 20-летию и 30-летию исторического съезда в Геленджике, стало констатаций нашей моральной и идеологической не готовности к этой встрече. Не встреча 20 и 30 лет спустя, как бы парадоксально это не звучало, стала еще одной оценкой выдающегося масштаба того Всегреческого Сбора от 29-31 марта 1991 года. Ничего более значимого нами за 30 лет движения не было сделано!
…Поводом для оптимистических надежд стала научно-практическая конференция в июне 2017 года в Таганроге «Роль греков в истории России», Расширенный Совет ФНКА греков России в Ростове-на-Дону, посвященные 25-летию греческого Объединения России, дате 100-летия проведения съезда греков России в Таганроге (июнь-июль 1917 г.).
…Главным историческим событием для греческой диаспоры Советского Союза и постсоветского пространства стал, в этой оценке нет ни малейшего преувеличения, состоявшийся 29-31 марта 1991 года Первый Учредительный съезд греков СССР.
На греческий форум, состоявшийся 29-31 марта 1991 года, со всех концов Советского Союза было избрано от греческих обществ и «греческих территорий» 244 делегата.
Сотни гостей съезда: представители местной, региональной и союзной власти, духовенства, греческие гости со всего мира. Любой наш соотечественник, не облаченный мандатом делегата Первого съезда мог прийти в эти 3 дня в Дворец культуры в Геленджике и стать очевидцем- «свидетелем эпохи» этого великого греческого события.
Делегат Первого съезда ветеран нашего движения Константин Харлампиевич Шотиди.
Константин Шотидис. Узнаваемое и, что немаловажно, уважаемое лицо в греческом национально-культурном движении. Уроженец Батуми. Выпускник нефтехимического института им. Губкина. Профессор этого известного российского вуза (Университета).
Стоял у истоков создания Московского общества греков. Член его первого Президиума.
Заместитель председателя Московского общества греков (1992-1995), Председатель МОГ (1995-2005), заместитель председателя АГООР (1997-2002). Выступления на греческих форумах руководителя московской греческой диаспоры всегда ожидались и выслушивались с большим вниманием его соотечественниками, греческим председательским корпусом, потому как отличались всегда своей взвешенностью и доскональным знанием предмета, никогда не были разговором, фигурами речи ни о чем.
Руководитель Московского общества греков (1995-2005) профессор Константин Шотиди пользовался уважением у своих коллег руководителей национальных диаспор в Москве, избирался ими в руководящие органы Совета национальных диаспор.
Пользовался авторитетом в кругах московского политического истеблишмента.
Только почему в прошедшем времени? Пользуется! Несмотря на то, что уже 17 лет он не является руководителем Московского общества греков, двери в московских властных кабинетах для этого человека всегда открыты. Наверняка и потому, что для их обитателей представления, почерпнутые ими из умных книг, каким должен быть грек, подтверждались в абсолютном порядке в ходе общения с К.Х. Шотиди.
Грек должен быть по своей природе умным, просвещенным, культурным человеком!
Погружаясь мыслями в греческий съезд марта 1991 года.
29-31 марта 1991 года. Советский Союз. Геленджик.
Первый Учредительный съезд греков Советского Союза.
…Три съездовских дня. Все, что им предшествовало. Атмосфера в зале съезда и в его кулуарах. Наиболее яркие и запоминающиеся моменты. …Как это было.
…Минуло 20 лет. Достаточное время, чтобы вновь окунуться своей памятью в эти три съездовских дня 29-31 марта 1991 года и дать этому событию свои оценки, лишенные пристрастности «близкого расстояния», его эмоциональной довлеющей составляющей.
– Константин Харлампиевич! Со времени исторического съезда в Геленджике минуло более 30 лет. Вы разделяете данную оценку 1-го съезда греков СССР в Геленджике?
– Да, безусловно, разделяю. Съезд в Геленджике стал историческим событием для греков Советского Союза. Спустя 20 лет, достаточное время для «отделения зерен от плевел», данная высокая оценка Первому греческому съезду лично у меня не претерпела курса на девальвацию. …Хотя я буду одним из немногих участников этого съезда, который с вами поделится не только позитивными впечатлениями о нем, но и горькими констатациями.
– Не будем, уважаемый соотечественник, в угоду «юбилейному жанру», пусть и в малой степени, уклоняться от истины. …Истина превыше всего.
– ….Что такое истина? Вечный вопрос. Трезво отношусь к собственной персоне – при всем уважении к себе не могу называть себя носителем истины.
Истина – это Высший Разум, это Господь Бог.
Я же в своих воспоминаниях о съезде и оценках «20 лет спустя» буду предельно искренен. Допускаю, что не все из нескольких сотен делегатов Первого греческого съезда разделят некоторые из моих оценок, происходящих на нем событий. Но ведь, согласитесь, в разговоре о нашем народе, главное – это правда, искренность, любовь к нему. Я не в том возрасте, когда мельтешат, «расшаркиваются», суетятся, рефлексируют и «заикаются».
– На этом историческом съезде вы были в составе московской делегации, которой Оргкомитетом съезда было выделено 11 делегатских мест.
– Некоторые из числа одиннадцати московских делегатов получили мандат по статусу членов Организационного комитета. Игорь Мавроматис. Георгий Меланифиди. Христофор Триандафилов. Харлампий Политидис. …Тот же Игорь Георгиевич Мавроматис стоял у истоков нашего движения, был активным участником предсъездовских подготовительных конференций и…тем единственным человеком, который в знак протеста на съезде в Геленджике вернул свой делегатский мандат в Президиум съезда. …Этот его демарш, кажется, поддержал ваш коллега, светлая ему память, Дмитрий Ефимович Хачхарджи.
– … «Страсти по Матвею», выходит, кипели и на Первом съезде в Геленджике.
– И это, уважаемый соотечественник, нормально! Вы взялись за очень важное и непростое дело – вернуть к памяти наших соотечественников, их вниманию все перипетии работы Первого съезда в Геленджике. Съезд этот, повторяюсь, был событием огромной важности для греков СССР и во многом он оправдал их ожидания – чаяния нашего народа.
– В Обращении съезда к соотечественникам было так и сказано:
«…Мы выполняем чаяния нашего народа».
– Все именно так и было! …Знаю вас, как журналиста независимого, свободного от «руководящих пожеланий» и, тем не менее, прошу именно во имя этого великого события не уходить «от курса Правды» о нем. …Впрочем, обо всем по порядку.
– К истинам, почему ветераном нашего движения было принято «негативное» решение и о других вопросах, на которые у вас своя, не совпадающая с мнением «большинства», точка зрения, вернемся в заключительной части нашего разговора. …Вы разделяете точку зрения той части наших соотечественников, ветеранов греческого движения, что в последующие 20 лет ничего более знакового и значимого, судьбоносного в нашем движении не происходило? …Вот, получается, какая золотая олимпийская высота планки у 1-го Учредительного Греческого съезда 1991 года!
– Как и многие участники этого съезда, спустя 30 лет после завершения его работы, могу утверждать, что за последующие 30 лет ничего подобного у нас и близко не было.
– …Причины подобной безрадостной констатации.
– Причины до тошноты банальны. На смену идеям в нашем движении пришли сшибки амбиций, политиканство, распри, извлечение выгоды. …Утверждал 15, 10 лет назад и придерживаюсь этого мнения сейчас – если в греческой общественной деятельности исчезнет «выгода», то большой части наших «профессиональных патриотов» в нем не будет через каких-то «5 минут». …Это, болезнь корысти, согласитесь, и есть бич нашего движения – его раковая опухоль. Как с этим бороться? Спрашивать с себя и людей по самому высокому спросу, «по делам каждому пусть воздастся», убрать из наших греческих патриотических взаимоотношений фальшь, «чинопочитание» – называть все вещи их подлинными именами. …На историческом Первом Учредительном съезде греков СССР от 29-31 марта 1991 года в наших помыслах царила чистота и искренность. Или, как минимум, они там доминировали. При «разных» моментах, которые на этом греческом форуме еще пока робко, но уже начинали пускать свои ростки: «протекционизм» и т.п.
– …Первому съезду в Геленджике предшествовали Московская конференция 1989 года, Фестиваль греческой культуры октября 1990 года, организованный и проведенный Московским обществом греков.
– Конференция 1989 года, при всей очевидной важности этого события, завершилась декларацией о намерениях, которым так и не дано было оформиться в форме, имеющих юридическую силу, документов. Занимался этим, был главным организатором московской конференции 15-16 июля 1989 года мой земляк батумец педагог-новатор Николай Ареопуло – греческий патриот, человек незаурядного ума, неуемной «атомной» энергетики. Он является одним из главных творцов исторического съезда в Геленджике.
…Что касается Фестиваля культуры греков Советского Союза, октябрь 1990 года, то напомню, что его организатором было Московское общество греков. За проведенный Обществом фестиваль культуры греков Советского Союза, оно, вместо благодарности, «огребло по полной». …Московская делегация еще на подготовительных конференциях, предшествующих съезду в Геленджике, подвергалась обструкции со стороны отдельных наших видных деятелей, которые не смогли простить Московскому обществу греков такой самостоятельности. Причины подобного обхождения с нами были завуалированы в благородное негодование по поводу имеющих быть на фестивале недостатков, но, на самом деле, объясняю это банальной завистью, так как на первых ролях здесь оказались не «эти», а «те». Считал так 30 лет назад, придерживаюсь этого же мнения и сегодня.
…Вы внимательно прочитали стенографический отчет съезда. Обратили внимание, что решением съезда 1-й председатель МОГ Георгий Трапезников был исключен из движения – результат работы «страстоборцев», за которой вижу и сейчас лишь их уязвленное самолюбие. …На светлом радостном фоне впечатлений от съезда запомнились возгласы «распни», клеймо «пир во время чумы» в адрес руководителя нашего Общества, демарш Игоря Мавроматиса, “забытого” по непонятной для меня и сейчас причине своими вчерашними соратниками. …Первые «метаморфозы» на тогдашнем, еще светлом, как святое причастие, нашем греческом полотне. Работает Бог, но и Лукавый все эти годы зря время не терял. Плоды его трудов, оглянемся вокруг, дают рекордные «урожаи».
Сколько же мне еще предстояло быть свидетелем перерождений наших деятелей, превращения их из «якобинцев» в «жирондистов» и, далее, апологетов «бонапартизма».
– Главными вопросами на Первом съезде был вопрос о Реабилитации греков Советского Союза, ставших невинными жертвами сталинских репрессий.
…Вопрос о Греческой Автономии. …Об отношении к репатриации (эмиграции).
– Эти вопросы, привнесенные нам из трагической истории греков Советского Союза полувековой давности и реалий, сложившихся годом ранее, владели, на самом деле, умами наших соотечественников. …Осмысление нашей недавней истории, ее трагических страниц. Отношение к репатриации в Грецию, которая начала приобретать формы «бегства», стала «великой идеей» для десятков тысяч греков Советского Союза.
…Автономия – это, в реалиях того времени, на мой взгляд, была утопическая идея.
Помню резкий демарш по этому вопросу философа профессора Феохария Кессиди, который являл нам живой пример, как надо реагировать на глупость, прожектерство, человеческие пороки. Его определение кому-либо «дурак» было сродни смертному приговору. Давать им, прожектерам и «дуракам», всем миром «по физиономии», не позволять им к себе приближаться на пушечное и близкое расстояние. Признаюсь, не всегда внутренне был с ним согласен, понимая, при этом, что нахожусь рядом с мудрым человеком. …Жизнь доказала, что он, наш патриарх Мысли, во всем оказался прав.
…Нам и сейчас необходимо слушать наших патриархов. Того же великого ученого археолога Виктора Сарианиди. Был с вами у него в гостях в его скромном жилище, в котором, вспомним изречение нашего великого античного соотечественника, «обитают боги», которые, как известно, не каждого отмечают «поцелуем в лоб». Кого, положите руку на сердце, из наших греческих сильных мира сего, интересует, как он живет, его мысли о нашем греческом мироздании, необходима ли ему наша помощь? Ведь таких подлинных наших глыб, не «дутых», мифологизированных, у нас всего-то раз-два и обчелся. Легендарный археолог Виктор Сарианиди, великий ученый химик ваш земляк Георгий Ксандопуло. Востребовано ли их слово сегодняшними руководителями греческого мира России и постсоветского пространства? Нет. О причинах догадываюсь.
…Возвращаюсь в 1991 год. Предсъездовские и после съездовские ожидания, эйфория, вера в скорые перемены у наших людей. Тогда необходимо было в кратчайшие сроки мобилизовать весь имеющийся в те годы наш греческий организационный ресурс, близость к власти тогда нашего лидера Гавриила Попова, чтобы в течение 1991-1992 гг. решить эти и многие другие вопросы. Того же обретения Греческого дома в Москве.
– Почему, поделитесь вашим мнением, половине из 13 народов, подвергшихся сталинским «именным» репрессиям и депортациям, удалось реабилитироваться в глазах истории – добиться выхода отдельного президентского Указа по ним, но греки России в их числе не были?
– Все должно было подчинено этой святой задаче. К ее решению должны были быть привлечены историки, юристы, политики. Весь наш греческий интеллектуально-организационный ресурс. Тем, кому это удалось, были одной командой. Мы не были.
Весь наш, существующий в 1990-х годах, греческий интеллектуально-организационный ресурс. …Вместо этого, помню прекрасно, в нашем греческом социуме доминировали настроения, что вот «барин» (Г.Х.Попов) «приедет» и все вопросы сразу порешает. …Возвращаясь к греческой Автономии в границах исторического греческого Автономного района (1930-1939 гг.) в Краснодарском крае. Данный вопрос стал одним из главнейших «вопросом вопросов» исторического съезда в Геленджике, ставший одной из программных «великих идей» нашего движения. …Время летело с космической скоростью. Страна разваливалась, мы же в то время за «5 минут» до катастрофы, не допускали мысли об этом. Создавшиеся греческие институции не успевали за временем.
– Это была величайшая идея, которой, как и указу о реабилитации, необходимо было подчинить весь наш потенциал, все 24 часа в сутках. Мы все «проморгали», прошли мимо своего права на будущее. Греческая автономия – это совершенно иной статус у нашего народа на всех властных уровнях! Иные представительство, статус во всем.
– Полностью согласен с вашими определениями. …Мы не успевали за временем. Это наша беда и, одновременно, вина. …Были неправильно выстроены главные приоритеты.
– …О наших контактах с представительствами Греции. Немало нервов потрепал нашим соотечественникам бардак в первой половине 1990-х годов у греческого консульства в Москве на Станиславского. Полный бардак. Бесправие наших людей.
– …Цивилизованной работы консульства Греции в Москве нам пришлось ждать долго.
Отношение к нашим соотечественникам, оформляющим документы на постоянное место жительства со стороны работников консульства, полицейских, как к людям второго сорта.
Отношусь к тогдашнему консулу господину Гарилидису с большим уважением, но, тем не менее, факты упрямая вещь, МИДу Греции и консульству в Москве не удалось наладить работу, придать цивилизованную форму оформлению документов на ПМЖ грекам из Советского Союза и, далее, из постсоветского пространства. …Проблема эта решалась предельно просто. Консульству необходимо было выделить необходимые для эффективной работы площади, увеличить кратно свой штатный персонал, организовать свою работу по примеру, в частности, немецких коллег (немецкий вариант репатриации) – со сдачей экзаменов по языку и знанию законов обретаемой греческой родины.
– Тогда было принято, казалось бы, правильное решение – передать посреднические функции в этом вопросе Объединению «Понтос», греческим обществам.
– Это, как вы сказали, правильное решение и стало во многом червивым «яблоком раздора», могильщиком движения – тем искушением, «данайским даром», на котором «поскользнулись» многие наши деятели, потерявшие свою репутацию на этом важном направлении «служения нашему народу». Мало кто, поверьте мне, прошел проверку искушения лукавым. Если в общественном движении начинают доминировать те, кто поставил себе целью наживу на деньгах «народных и церковных», то это, как правило, приводит к одному результату – такие «председатели» и «вожди» остаются без своего народа, с которым у них пути расходятся в диаметрально противоположные стороны.
– …Вернемся к Первому съезду. На нем, как вы считаете, присутствовали весь тогдашний греческий «патриотический потенциал»? …Главные причины отсутствия на съезде многих других? Они, отсутствующие, в отличие от сотен делегатов и гостей съезда, так и не осознали всю важность события в Геленджике?
– Давайте говорить правду! Абсолютному числу из этих «многих» не хватило только то, что им было не до съезда, они были погружены в свой «местечковый мир»: карьера, бизнес. Им не хватило греческого гражданского мужества, подлинного патриотизма!
Тогда, в 1990-1991 годах, поймите это, участие в греческом национально-культурном движении было сопряжено с различными «рисками». …Среди тех, кого не было в Геленджике, были и те, кто в силу объективных причин, и такое могло быть, не знал о проведении съезда. …Кто не был избран в своих обществах делегатом и не посчитал для себя необходимым приехать в качестве гостя. Это, поверьте мне, им стоило сделать!
– …В числе делегатов съезда, будем правдивыми, не оказалось тех, для кого репатриация в Грецию стала их самой великой греческой идеей! Ваш покорный слуга узнал о геленджикском съезде и, ранее, о фестивале культуры советских греков в греческой столице. Репатриация, согласитесь, перекрыла «кислород» многим нашим планам. Многие в то время решали для себя вопрос в разных «редакциях», по месту проживания или уже на греческом «опытном полигоне», «уезжать или оставаться».
–– …Репатриация, события сегодняшнего дня это ярко демонстрируют, была не самая умная идея. Но тогда в 1990-1992 годах она начала приобретать форму бегства, которое усугубил развал Советского Союза. Необходима была репатриация на наши исконные исторические греческие территории: российское черноморское побережье, Крым. Понт Эвксинский! Мы отправились не туда, куда следовало! И этот важный вопрос вопросов должны были решать наши тогдашние вожди совместно с политическим руководством СССР (России) и Греции. Из 200тысяч греков, покинувших пределы Советского Союза, России, постсоветского пространства, вспоминаю слова нашего тогдашнего руководителя Г.Х.Попова, они были им сказаны в разговоре-интервью с вами, только 50 тысячам имело смысл отправляться на нашу историческую родину. Все остальные должны были переселиться, этим должно было денно и нощно заниматься наше руководство, на территорию нашего российского Понта Эвксинского. Для России и, в частности, для данной территории мощное присутствие греческого элемента всегда было во благо!
– …На съезде в Геленджике были сформированы греческие структуры.
Национальный Совет. Палата Объединения (наше «греческое правительство»). Харизматичные лидеры. Греческий премьер – крупный строительный руководитель Яков Мацукатов. …Руководителем Всесоюзного греческого Объединения «Понтос» был избран тогдашний мэр Москвы, влиятельный в те годы политик Гавриил Попов. Председателем Национального Совета был избран управленец Михаил Саввиди, которому, собственно, и принадлежит во многом заслуга блестящей организации съезда. Ему и его соратникам – нашим соотечественникам геленджичанам. Триумвират, на ваш взгляд, является оптимальной формой руководства Греческим миром?
– …Была бы оптимальной, если бы у Гавриила Харитоновича было время заниматься движением, поддерживать контакты с насколько можно возможным большим числом наших соотечественников. Триумвират, на деле, обернулся «тандемом». …Было так же и сделано немало. …Было бы сделано гораздо больше, если бы не надвигающийся развал Советского Союза, эмиграция, субъективные «отсечения» нашего лидера от его «паствы».
Начали образовываться суверенные федерации. Из движения стали уходить идеи и люди.
– Самолюбия, амбиций, честолюбия, порой, в гипертрофированных «дозах», в греках всегда было с избытком. Каждый грек – это капитан и президент в одном разливе!
– Поймите, амбиции и честолюбие необходимо огранивать и эксплуатировать их в содержательную полезную для движения составляющую. Но когда они выползают из каждого «утюга» – этому явлению нашей греческой «детской болезни левизны» необходимо было моментально «прописывать» соответствующие «микстуры».
…Неумение радикально излечиваться от подобных «хворей» наших союзных вождей, в результате, привело к завершению «республиканского» периода в нашем движении и приходом к руководству в нем, терминология французской революции, «директории».
– Профессор нефтехимик Константин Шотиди, оказывается, неплохо владеет предметом «Французская революция 1789-1793 гг.». …Точка отсчета поворота в нашем от девиза «Свобода, равенство и братство» к «Термидору» и «18 брюмера».
– К счастью, круг моих жизненных интересов не замыкался только на профессии.
… Французская революция 1789 года – это и пример, глоток свободы для Греческой революции 1821 года. …Хочу сказать, что греки, благодаря своему свободолюбию, являются сторонниками «республиканского строя», но не «директорий», «царизма», «наследственных монархий». …История нашего движения – это синусоида «глотков» обжигающей свободы и «погружения в дрему». …Когда я понял окончательно, что в нашем движении наступили «иные времена», когда работают с теми, кто удобен, то сразу же по собственной инициативе подал в отставку с поста заместителя руководителя Объединения. …Это было в 2002 году на Анапской конференции Объединения.
…Наше движение не может по «наследству» передаваться детям, что мы видим сегодня «во многих городах и весях» – оно не может быть кем-либо приватизировано, кому-то передано «по дружбе» и наследству. …Мы подошли к той опасной черте, которая означает наше нахождение в тупике – это самое парламентское сему определение. …Нашему движению необходимые вливания свежей крови, новые лица, новые идеи.
– …Как вы считаете, Первый съезд греков Советского Союза является тем событием, 20-летие со времени проведения которого должно побудить всех нас собраться. Быть может, это последний шанс, чтобы всем вместе попытаться найти выход из тупика.
– Несмотря на имеющиеся у меня, члена московской делегации на Первом съезде греков СССР, «персональные» несогласия с отдельными моментами «ату его!», не будем лицемерно все спустя 20 лет красить одним «глянцем», на этом съезде, повторяю, что это было величайшее мгновение в нашей, греков постсоветского пространства, истории. Не замечать даты 20-летия съезда, по меньшей мере, глупо, вредно, и, наконец, неприлично.
Кто это делает, не «замечает» Первого съезда, вот вам сказ убеленного сединой грека, ветерана нашего движения, профессора Костаса Шотидиса – совершает недостойное деяние. Полагаю, у него есть моральное право на такое суждение.
…История греческого национально-культурного движения в Советском Союзе начиналась в 1970-х годах, времени нашего робкого, медленного избавления от страхов младотурецкого геноцида и сталинских репрессий, когда в умах греков стали пускать корни идеи национального самосознания, приобщения всех нас к одной Общей истории Греческой нации. Конец 1980-х – начало 1990-х – пик, высшая точка нашего движения, когда, извиняюсь за подобные определения, за подлость давали «сдачу», били по «морде».
Сейчас никто никого по «морде» не бьет. Все жмут друг другу руку, улыбаются. Рука подается всем, как «рукопожатным» персонам grata, так и «нерукопожатным» non grata.
– …Сбор, посвященный 20-летию и 30-летию съезду в Геленджике, это, вовсе, не очередной повод для очередного праздного и шумного «юбилейного» застолья.
– Это последняя попытка вдохнуть жизнь в наше движение. Мы все на этом греческом Сборе должны покаяться. Вчерашние и сегодняшние руководители движения. Только покаяние, дорога правды нас спасет. Вернем в наше движение дела и братскую чистую атмосферу Первого съезда и изгоним из нашего греческого храма «бесов», «торговцев в храме»: лесть и лицемерие, очковтирательство (вранье) и ничегонеделание, «подмены»…
В заключение нашего разговора говорим о том, что, как говорится, «наболело».
О положении вещей в нашей греческой отчизне, о будущем нашего народа в России.
– Ваше мнение о том бедственном положении, в котором последние годы оказалась наша греческая родина. Почему все это произошло с нашей греческой родиной?
– Греческий кризис – это кризис существующей политической системы, в которой «партийные» интересы оказались выше национальных. Коррупция, разбухший до космических размеров класс бюрократов. Более 1, 5 миллиона иммигрантов, которые сегодня для страны становятся неподъемным грузом. …Грецию трясет последние годы.
…Меня крайне не удовлетворяют сегодняшний запредельно низкий уровень российско-греческих отношений и здесь во многом здесь вина нашей «греческой» стороны. Нельзя «обнулять» в угоду «патронам» все святое в наших отношениях за 1000 лет, за последние 200 лет со времени греческой Революции 1821 года. Все это вызывает непонимание и негодование. Мы, повторяю, живем, в суровое время вызовом, когда речь идет о существовании наших отчизн. Россия и Греция – это самые естественные союзники!
Ответственность политических элит. У сегодняшних традиционных правящих после свержения хунты страной нет никакого морального права далее в этом «упражняться». Необходимо очистить греческие политические «авгиевые конюшни». Очиститься от «жуликов» и политической шантрапы. Являюсь неисправимым оптимистом. Верю в мудрость греческого народа. …Членство в Европейском Союзе подкосило греческую экономику, производство. Идея Европейского Союза – это не общий комфортабельный дом для всех его «27 жителей», а только для двоих: Германии и Франции. Нынешние творцы проекта Европейского дома исказили и предали идеалы тех, кто в его фундамент и надстройку положил девиз: «Свобода, равенство и братство». Вот вам, так сказать, европейские «термидор» и «18 брюмера». …Сегодняшние реалии – это унижение Европы.
– …Историческое полотно «Падение Византии», вспомнился фильм в то время настоятеля Сретенского монастыря Тихона (Шевкунова), не напоминает вам сегодняшние современные аналогии. Современную греческую трагедию, Россию…
– …Погубить Россию могут только сами россияне. До сих пор в России ищут внешнего врага, «мировую закулису», обвиняя их во всех бедах, а сами ждут, когда за них все сделает Запад, Восток или какой-то правитель. …О фильме «Падение Византии». К православию фильм не имеет отношения, он политический. Да и с выводами я не согласен. Византию погубил не Запад, а собственные грехи. …Грецию погубили не те «союзники», нам известны их имена, кто затащил ее в свои «братские» объятия. Грецию, утверждаю, погубили свои доморощенные политики «иуды» и «геростраты».
– …Рецепт спасения Греции?
– Уйти «в себя». Сосредоточиться, вспоминаю слова канцлера Горчакова: «…Россия сосредотачивается». …Греции необходимы свои «горчаковы», «трикуписы». Необходимо создавать рабочие места, а не гробить их! Сохранить греческое достоинство! Повернуться лицом к России. Греции нужны сегодня национальные руководители. Их, увы, нет.
– …Поговорим о греческой диаспоре России. Главные проблемы, приоритеты.
– Абсолютно идентичная ситуация. Необходима национальная политика и политики, создание единой и сплоченной мощной греческой структуры, которая будет руководствоваться, помимо девизов французской и греческих революций, еще одним постулатом: «Греки – единая сплоченная семья: братство и солидарность». …Прочитал одно из ваших интервью с выдающимся греком великим ученым академиком Георгием Ксандопуло, который сделал в этой жизни себя сам: «Нам, грекам, есть на какие примеры равняться». Нам необходимо терпеливо и с любовью взращивать своих «Димитриади», «Сарианиди», «Кессиди», «Ксандопуло». Это и должно стать нашей великой греческой идеей, помимо возвращения в родное лоно греческого языка и культуры, нам необходимо прививать нашей молодежи, быть для нее достойным примером, образцы культуры общения, высоких истин. …Пусть наша молодежь осознает, что быть греками – это жить высокими истинами. Мы должны излечиться от бесконечной «шизофрении» дрязг – это и есть, на самом деле, самое страшное предательство наших национальных интересов – невыполнение греческими руководителями всех уровней своих прямых обязанностей.
– …О нашем Российском Отечестве.
– Для меня, педагога с огромным стажем, самое страшное – это катастрофическое падение качества и престижа высшего образования. Сегодняшние студенты не хотят знаний, они хотят получить дипломы. Огромная часть выпускников вузов работает не по профессии. Остается только догадываться, насколько будут полезны стране эти горе специалисты с высшим образованием. Деньги, к сожалению, сегодня заслонили все: все приличия и совесть. Ведь отсутствие профессионалов, это, собственно, уже не является тайной, ощущается в России на всех управленческих уровнях. Отсутствие профессионалов и морали. Сегодняшние доктора и кандидаты наук не идут ни в какое сравнение с советскими! Школа, профессиональное образование, вузы. На всех уровнях африканское мздоимство. Остается только удивляться, как мы из самой образованной нации превратились в одну из самых бескультурных. Кругом одна «пивная» матершина.
…Меня, уверяю вас, волнует, кем в жизни станут мои студенты – полезными нашей российской родине профессионалами высочайшего класса или ее серым никчемным проклятием, «митрофанами», балластом – ведь это будет так же и браком моей работы.
…Я не идеализирую западные демократии, но, все же, куда мы так докатимся? …Хочу видеть Россию и Грецию, братские единоверные страны, процветающими государствами.
Константин Шотиди. «Исповедь на заданную тему».
Размышления ветерана нашего движения о Первом историческом съезде греков Советского Союза в Геленджике. Греческое национально-культурное движение в Советском Союзе: люди, события, факты. …С той поры минуло более 20 лет.
В нашем разговоре, вы обратили на это внимание, главной его темой стало, как нам вновь вернуться к идеалам «свободы, равенства и братства» и не допустить в наших патриотических отношениях «директорий», «термидоров», «18-х брюмера».
23 октября 2022 года нашему заслуженному соотечественнику ветерану греческого движения профессору Константиносу Шотидису исполняется 80 лет.
Мы, тысячи греков из пространства бывшего Советского Союза и греческого Зарубежья, многие наши континентальные соотечественники, поздравим в этот день его с юбилейной датой и пожелаем, наряду со здоровьем, оптимизмом, успехов в его очень важной педагогической деятельности, еще долгие годы не выходить из «греческого строя».
С днем рождения, соотечественник! Χρόνια πολλά, Συμπατριώτη!
Никос Сидиропулос. Россия. Москва.