Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ
23 января 2022

Манганари: династия греческих моряков

Братья Манганари – генерал-майор корпуса флотских штурманов Егор Павлович и адмирал Михаил Павлович, основатели династии греческих моряков, выдающиеся гидрографы эпохи парусного флота.

Михаил Павлович Манганари.

Родоначальником ветви богатой и знатной греческой семьи Манганари в Российской империи является Панайот Михайлов сын Манганари, родившийся в 1759 году на острове Хиос в Эгейском море вблизи полуострова Малая Азия, где его родители владели землями, садами и виноградниками. После того, как в ходе русско-турецкой войны 1768–1774 гг. к берегам Греции прибыли эскадры первой Архипелагской экспедиции российского флота, одержавшие в 1770 году победу в Хиосском сражении и уничтожившие турецкий флот при Чесме, Панайот Манганари вступил добровольцем в российскую службу под командование генерал-аншефа графа А.Г. Орлова и был определен к Греческой войску, получив за отличие и храбрость чин капитана.

В 1775 году, в числе многих своих соотечественников, Панайот Манганари переселился в Россию и находился сначала в крепости Ени-кале, а после 1783 года обосновался в Евпатории, где стал называться Павлом Михайловичем. Обустроившись на новом месте он женился на Александре Тимофеевне (1771–1886), которая была младше его на 12 лет. У Панайота и Александры Манганари было шестеро детей: дочери Мария, Екатерина и Анастасия, и сыновья Егор (1796–1868), Иван (1802–1865) и Михаил (1804–1887), прославившие российский флот.

В начале XIX столетия семья перебралась из Евпатории в Николаев, по прибытию куда, согласно Высочайшего рескрипта Екатерины II, Павел Манганари получил земельный участок во второй городовой части, бывшей в то время центром города. Рядом располагался так называемый Греческий форштад, где строили свои дома постоянно прибывавшие в Николаев богатые греки. Вскоре на принадлежавшем ему участке Павел Манганари построил большой каменный дом (Черниговская улица, дом 8; ныне улица Карла Либкнехта), а в 1815 году он был официально признан дворянином Российской империи.

Первый сын, Егор Павлович Манганари, родился в Евпатории. Получив «домашнее образование от отца», в 1809 году он поступил учеником в Черноморское штурманское училище в Николаеве, по окончании которого был произведен в штурманские помощники унтер-офицерского чина, а в 1815 году – переименован в гардемарины, и в течение последующих пяти лет, находясь на различных кораблях, плавал с флотом в Черном море. В 1816 году Е.П. Манганари был произведен в мичманы, а в 1821 году – в лейтенанты.

В эти годы началось первое систематическое научное описание Азово-Черноморского бассейна по новейшей для того времени методике. Составление описи Черного моря главный командир Черноморского флота и портов адмирал А.С. Грейг поручил гидрографической экспедиции под руководством лейтенанта Е.П. Манганари. В 1825 году, командуя бригом «Николай» он производил опись Днепровского лимана и реки Буг. В 1826 году к экспедиции присоединилась яхта «Голубка» под командованием капитан-лейтенанта Н.Д. Критского, выполнявшая в течение последующих десяти лет роль плавучей научной базы. За труды по сбору и подготовке материалов для первого подробного описания бассейнов Черного и Азовского морей Е.П. Манганари был награжден: в 1827 году орденом Св. Анны 3 степени, в 1829 году – орденом Св. Владимира 4 степени с бантом с производством за отличие в капитан-лейтенанты, а в 1832 году – пожалован единовременным вознаграждением в сумме 750 руб.

С большими трудностями столкнулась экспедиция в процессе описи побережья Кавказа, где в это время уже третье десятилетие шла кровопролитная война. Экипажам брига «Св. Николай» и яхты «Голубка» иногда приходилось выступать не только в роли крейсерских судов, но и принимать участие в боевых действиях с горцами. В 1834 году «за отличие, проявленное в деле против горцев», капитан-лейтенант Е.П. Манганари был награжден орденом Св. Станислава 2 степени.

В 1835 году Черноморское гидрографическое депо на основе описей, составленных экспедицией, изготовило первые частные карты Черного и Азовского морей. За труды по их изданию турецкий султан наградил Манганари орденом «Нишан-Ифтихар», украшенным брилиантами. 1 (13) января 1837 года Егор Павлович был произведен в подполковники корпуса флотских штурманов и «состоял начальником описей, производимых в Черном море, Днепровском лимане, и реках Буге и Дунае».

Гидрографические исследования Черного и Азовского морей, в то время неточные и несовершенные, ограничивались описями лейтенанта Будищева, изданными последний раз в 1804 году. «Генеральная карта Азово-Черноморского бассейна» с описи капитана Готье, напечатанная в 1823 году во Франции, так же не отличалась точностью. Издание точной описи требовало средств, значительно превышавших те, которыми в то время располагало Черноморское гидрографическое депо, имевшее в штате одного гравера, двух его помощников и двух учеников, которые при всем желании были просто не в состоянии сделать гравировку 23 карт, составлявших полный «Атлас Черного и Азовского морей». Несоразмерность выделенных на это средств с предстоявшими трудами была настолько велика, что начальник Черноморского гидрографического депо подполковник Н.М. Кумани «не мог с точностью определить, сколько лет потребуется для их окончания». Не смотря на отсутствие необходимых средств и требуемого числа квалифицированных специалистов, Е.П. Манганари взялся за дело, и в течение 1838–1842 гг., находясь в Николаеве, занимался работами по подготовке к изданию атласа.

“Атлас Черного моря”, с описей, произведенных с 1825 по 1836 год капитаном 1 ранга Е.П. Манганари. Издан при Гидрографическом Черноморском депо карт в Николаеве в 1841 году.

«Атлас Черного и Азовского марей» был первой систематической описью Черного моря. В него вошли 28 листов карт разных масштабов, от генеральной карты, изданной отдельно еще в 1836 году, до планов, на которых подробно показаны береговая линия, рельеф местности, изобаты, грунты, магнитное склонение, маяки – иными словами, все необходимое для обеспечения безопасности плавания судов. Еще большую ценность Атласу придавали рисунки с видами Черноморского побережья и приморских городов. Виды побережья снял академик живописи А.И. Кухаревский, привлеченный к графическим работам по инициативе М.П. Лазарева, а виды городов выполнил И.К. Айвазовский. Они не утратили своего значения до настоящего времени; некоторые из рисунков Кухаревского переходили впоследствии из лоции в лоцию и переиздавались почти до начала ХХ века.

Карта части побережья Крыма из Атласа Е.П. Манганари 1836 года.

В период работы над составлением атласа Е.П. Манганари был «переименован из подполковников в капитаны 2 ранга со старшинством со 2 апреля 1837 года, 6 декабря 1839 года – произведен в капитаны 1 ранга и награжден прибавочным жалованием по 1.000 руб. ежегодно», а в 1841 году за безупречную 25-летнюю службу в офицерских чинах пожалован орденом Св. Георгия 4 степени. «Атлас Черного и Азовского морей» был издан в 1842 году Черноморским гидрографическим депо в Николаеве и вскоре был представлен императору. «Утвердительно могу сказать, что подобного издания у нас в России еще не бывало», – писал М.П. Лазарев А.А. Шестакову. За труды, по составлению атласа, Николай I наградил находившегося в то время в Петербурге Е.П. Манганари бриллиантовым перстнем.

Дальнейшая служба Егора Павловича проходила в Николаеве. В 1846–1848 гг., командуя фрегатом «Агатополь», он плавал по Черному морю, а в 1849 году был произведен в генерал-майоры с назначением в должность директора черноморских маяков. Созданный им в результате многолетнего труда «Атлас Черного и Азовского морей» имел огромное значение для дальнейшего развития судоходства. Картами Е.П. Манганари мореплаватели пользовались до конца XIX века, а в отдельных случаях даже до 1920 года.

В 1802 году в семье Павла и Александры Манганари родился второй из сыновей – Иван Павлович Манганари. Как и его старший брат, Егор Павлович, он посвятил свою жизнь военно-морскому флоту.1 октября 1815 года был произведен в гардемарины, и с 1816 года ежегодно плавал в Черном море. Выдержав экзамен, 9 февраля 1818 года Ивана Павловича Манганари, произвели в чин мичмана. С 1822 по 1825 год он находился в Дунайской флотилии при крепости Измаил, где 21 апреля 1824 года был произведен в лейтенанты флота. В последующие три года Иван Павлович, находясь на фрегате «Евстафий», плавал у берегов Абхазии, в июне 1828 года был переведен на новопостроенный корабль «Чесма», на котором совершил переход из Николаева в Севастополь для участия в начавшейся войне с Турцией.

Карта Черного моря. 1825 – 1836 год.

В 1829 году, находясь на том же корабле, он плавал с флотом у румелийских и анатолийских берегов, участвовал при взятии крепостей Инада и Мидия. 2 апреля того же года Манганари прибыл в захваченный русскими войсками болгарский город Сизополь, и в период с мая по август на корабле «Чесма» крейсировал у пролива Босфор, а 13 сентября 1829 года отправился в Севастополь, имея на борту раненых и артиллерийские орудия, взятые в Сизополе. В 1830 году, находясь на том же корабле в составе эскадры контр-адмирала М.Н. Кумани, И.П. Манганари плавал, доставляя десантные войска из Румелии в черноморские порты.

В 1832 году его перевели на транспорт «Кит», который занимался перевозкой грузов между Севастополем и Николаевом. В следующем году Манганари вернулся на корабль «Чесма», находясь на котором 2 февраля вышел из Севастополя в составе эскадры вице-адмирала Лазарева и принимал участие в экспедиции Черноморского флота на Буюк-дерский рейд в проливе Босфор, а 28 июня того же года – в доставке из Константинополя в Одессу чрезвычайного посла и командующего силами экспедиции генерал-лейтенанта графа А.Ф. Орлова, после чего перешел на Феодосийский рейд, где присоединился к эскадре, с которой 22 июня прибыл в Севастополь.

Вскоре И.П. Манганари переводят на фрегат «Анна», на котором он участвовал в военных действиях на Кавказе и создании Черноморской береговой укрепленной линии. 6 декабря 1834 года за отличие Иван Павлович был произведен в капитан-лейтенанты. В 1836 и 1837 гг., командуя фрегатом «Анна» в составе отряда судов Абхазской экспедиции, он крейсировал у берегов Кавказа; 2 июня 1837 года, находясь во главе отряда контр-адмирала С.А. Эсмонта, фрегат с войсками на борту вышел из Сухум-Кале, через четыре дня подошел к мысу Адлер и, обстреляв укрепления горцев, высадил десантные войска. Оценив состояние корабля, Морское ведомство отдало приказ о переоборудовании фрегата в блокшив, а И.П. Манганари был назначен командиром транспорта «Березань», на котором в течение 1840–1847 гг. перевозил десантные войска и казенные грузы из Севастополя к восточным берегам Черного моря.

Эти годы в жизни для Ивана Павловича были отмечены рядом событий: 11 апреля 1843 года его произвели в капитаны 2 ранга; в 1844 году наградили орденом Св. Станислава 3-й степени; 2 марта 1847 года произвели в капитаны 1 ранга и за выслугу 25 лет в офицерских чинах представили к награждению орденом Св. Георгия 4-го класса.

26 ноября 1847 года И.П. Манганари был назначен управляющим Херсонским портом, одного из самых крупных в Российской империи, посвятив последующие восемь лет его благоустройству и развитию. Именно в тот период при его участии открылось частное пароходное судоходство из Херсона в Одессу.

4 мая 1855 года Иван Павлович окончательно вернулся в Николаев, где его назначили командиром 15-го рабочего экипажа Черноморского флота с переименованием в полковники. Он отдал этой службе два года, но ухудшение здоровья все чаще напоминало о себе, и 11 ноября 1857 года он был производен в генерал-майоры с увольнением от службы. Умер Иван Павлович Манганари 25 октября (6 ноября) 1865 года, окруженный любовью и почетом. Он внес существенный вклад в развитие Херсонского порта и передал свой опыт сыновьям, которые так же избрали военно-морскую службу.

Младший из сыновей Павла Михайловича и Александры Тимофеевны Манганари, Михаил Павлович Манганари, родился 6 (18) ноября 1804 года, и «первоначальное воспитание» получил в доме отца, «человека известного и разносторонне образованного», жившего большей частью в Евпатории. В 1815 году, по достижении 11-летнего возраста, он вступил в службу на Черноморский флот гардемарином, и до 1817 года ежегодно находился в плаваниях; в 1821 году был произведен в мичманы, а в 1828 году – в лейтенанты.

Во время русско-турецкой войны 1828–1829 гг., находясь на фрегате «Рафаил» в составе отряда контр-адмирала П.И. Мессера, лейтенант М.П. Манганари «плавал от Босфора до Синопа и Варны». За «отличие и примерную храбрость», проявленные при вырезке неприятельских гребных судов у стен крепости Варна, он был награжден орденом Св. Георгия 4-ой степени. В кампании 1829 года, находясь в отряде контр-адмирала И.С. Скаловского, М.П. Манганари крейсировал в поисках неприятельского флота у анатолийских берегов. За участие в сожжении под Пендераклией турецких корабля и корвета он был награжден орденом Св. Владимира 4-ой степени с бантом. Во время проведения этой операции Михаил Павлович получил пулевое ранение в грудь, но отказался от лечения в госпитали. Вскоре, по указанию адмирала А.С. Грейга, он перешел на яхту «Голубка» и производил опись побережья Румелии, а незадолго перед заключением в августе 1829 года мира с Турцией был командирован в главную квартиру действующей армии в Адрианополе для определения важнейших астрономических пунктов в Восточной Фракии, занимаемых русскими войсками.

Михаил Павлович Манганари в последние годы жизни.

В 1830 году, находясь на яхте «Голубка» в составе гидрографической экспедиции Черноморского флота, которой руководил его старший брат Е.П. Манганари, лейтенант М.П. Манганари занимался сначала описью берегов от Очакова до Кюстенджи, затем побережья Азовского моря. В 1832 году за успешное выполнение порученных ему работ по составлению описей он был награжден полугодовым окладом жалования, а в 1837 году за отличие произведен в капитан-лейтенанты. С 1838 по 1843 год, командуя, сначала пароходом «Колхида», а затем шхуной «Забияка», Михаил Петрович производил съемку берегов Крыма и Абхазии и промер глубин Черного моря, за что удостоился награждения орденом Св. Станислава 2-ой степени.

В середине 40-х годов XIX века, после многолетних переговоров, правительство России получило, наконец, согласие правительства Турции на проведение совместных гидрографических исследований в Мраморном море. 16 (28) ноября 1845 года адмирал Лазарев сообщал князю Меншикову, что «Порта согласна и приняла наши условия, заключающиеся в том, чтобы опись поручена была капитан-лейтенанту Манганари 3-му, и чтобы при нем состояло до 20 человек офицеров и нижних чинов русской службы избранных и понимающих опись, для бросания лота с целью измерения глубин, устроения знаков на берегу и прочего». Командир турецкого судна, по настоянию Лазарева, должен был иметь предписание от капудан-паши «сообразовываться с приказаниями Манганари при следовании судна от одного места к другому» и «приставать к берегу где надо». Назначенные для участия в совместной экспедиции турецкие офицеры также состояли в подчинении у Манганари, «дабы они вместе с нашими офицерами могли заниматься описью под его руководством».

В конце 1845 года совместная русско-турецкая гидрографическая экспедиция приступила к работе. По договору с турецким правительством гидрографические исследования в Мраморном море производились на выделенных для этого турецких судах – корвете «Гюль-Сефит» и шхуне «Мистика». В распоряжении капитана 2 ранга М.П. Манганари находилось 14 офицеров, (11 русских и 3 турецких) и штат нижних чинов. Экспедиция была не только укомплектована всеми необходимыми инструментами и приборами, но и обеспечена деньгами «для содержания себя и экипажа, дабы не причинять ни малейшей заботы туркам», что имело важное значение для успешного выполнения намеченных работ.

Мраморное море. По съемке капитана 1 ранга М. Манганари. 1843 год.

На основе описей, составленных экспедицией, Черноморским гидрографическом депо в Николаеве была издана лоция Мраморного моря – две первые точные навигационные карты, составленные М.П. Манганари. «Карта Средиземного моря, иллюминованная, висела на роульсах в депо на стенке, – писал М.П. Лазарев А.А. Шестакову. – Государю она очень понравилась, да и в самом деле стоила, чтобы похвалить, потому что подобной гравировки карт у нас в России еще не выходило, да и вовсе карты Средиземного моря не было, теперешняя же исправлена во всех частях по 1845 году, следовательно, она пойдет очень надолго, а если где-нибудь и откроется какая-нибудь банка или прибавится маяк и тому подобные мелочи, то легко нанести можно будет на тех же досках». В 1849 году за отличное исполнение работы по составлению описи Мраморного моря М.П. Манганари был произведен в капитаны 1 ранга и награжден орденом Св. Анны 2-ой степени. В 1850–1853 гг. М.П. Манганари находился при Гидрографическом департаменте Морского министерства в Петербурге, наблюдая за изданием карт Мраморного моря, после чего, в 1853 году, был назначен управляющим Черноморской штурманской ротой с «переименованием в полковники корпуса флотских штурманов».

5 апреля 1856 года Михаил Павлович был произведён в чин генерал-майора по флоту, в 1859 году – в чин контр-адмирала, а в 1862 году награжден орденом Св. Владимира 3-й степени с мечами. В 1863–1873 гг. он исполнял обязанности командира Севастопольского порта и 1 января 1864 года произведён в вице-адмирала. В 1866 году был награждён орденом Св. Станистава 1-ой степени, а в 1871 году – орденом Св. Анны 1-ой степени.

В 1873–1875 гг. М.П. Манганари исполнял обязанности Главного командира Черноморского флота и портов, в 1879 году удостоился награждения орденом Св. Владимира 2-ой степени, а с 1 января 1881 года был назначен главным командиром Черноморского флота и портов и военным губернатором Николаева, сменив на этом посту адмирала Николая Андреевича Аркаса. Спустя год, 11 января 1882 года, М.П. Манганари получил назначение членом Адмиралтейств-совета и был пожалован орденом Белого Орла, а в 1886 году награждён орденом Св. Александра Невского.

Известный специалистам морского дела своими трудами в области гидрографии, Михаил Павлович более двадцати лет состоял членом Одесского Императорского общества истории и древностей. Изданная им «Лоция Черного моря» оказала неоценимую научную услугу археологам, проводившим научные изыскания в Северном Причерноморье, и послужила основанием для работ по исторической географии Новороссийского края.

М.П. Манганари был известен своей чуткостью и проницательностью, глубоким сочувствием, проявляемым к нуждам окружающих и благотворительностью. На протяжении многих лет он помогал сиротам и убогим. «Его богато-одаренное доброе сердце решительно ни перед чем не останавливалось, – отмечал современник, – и там, где сталкивалось с нуждою и несчастием, там изливалась его любовь к людям». «Русский флот многим обязан [Манганари], а мореплаватели Чернаго и Азовскаго морей еще долго будут вспоминать его гидрографические труды».

Адмирал М.П. Манганари скончался 6 (18) февраля 1887 года на 74-ом году жизни. Все свое движимое состояние, за исключением небольшой части, розданной родственникам, и три каменных дома он завещал благотворительным учреждениям: Николаевскому благотворительному обществу, Обществу Красного креста, Обществу спасения на водах, Обществу вспомоществования недостаточным лицам, стремящимся к образованию, бедным духовного звания, ночлежным приютам, народным школам грамоты и Николаевскому адмиралтейскому собору.

Надгробный памятник на могиле адмирала М.П. Манганари (07.101804 – 02.02.1887) на старом православном кладбище в городе Николаеве (Украина).

Именем выдающихся гидрографов, ученых и картографов российского флота братьев Егора Павловича и Михаила Павловича Манганари был назван мыс, разделяющий Камышовую и Казачью бухты, находящиеся на окраине современного города Севастополя.

14 октября 2020 года в городе-герое Севастополе появилась новая улица, названная именем братьев Манганари. Название для улицы было принято на кануне, 13 октября, на заседании топонимической комиссии, которую провел губернатор Севастополя Михаил Развожаев. «На западном берегу Камышовой бухты завершается возведение многоквартирного жилого комплекса «Порто-Франко» на 1 010 квартир. Из-за того, что у новой улицы не было названия, у людей возникали сложности с регистрацией права на квартиры и заключения договоров с ресурсо-снабжающими организациями», – рассказали в пресс-службе правительства Севастополя. Жилой комплекс построен на мысе, который уже носит имя братьев Манганари, поэтому и новую улицу было решено назвать так же.

Автор – Игорь Мосхурикандидат исторических наук, руководитель Центра греческих исследований им. В.Х. Кондараки.

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!
2022-01-29T13:15:43+03:00