«Жизнь даётся человеку Богом. Это огонь, который светит. И когда-нибудь, волей того же Бога, потухнет. В этом огне – и душа, и совесть, и мысли. Огонь – это жизнь.»
(Х.В. Триандафилов)
Говорят, человек жив – пока жива память о нём. Что значит помнить? Хватит ли перечисления всех заслуг, деяний и почестей? Хранит ли память об одном-единственном человеке историю целого народа?
Шесть лет назад, 6 марта 2013 года не стало Христофора Васильевича Триандафилова – российского и советского кинооператора, режиссёра, сценариста, публициста и художника. Память о нём навсегда сохранится в каждом кадре его фильмов и пройдет красной нитью сквозь судьбы людей, с которыми свела его жизнь. Автор документальных фильмов «Маэстро Одиссей Димитриади», «Страницы истории греков Причерноморья», «Победы и поражения Гавриила Попова», прошедший путь от простого юноши с самодельным чемоданчиком, отправившегося однажды в далёкую Москву, движимый лишь верой в себя, жадностью к жизни и знаниям.
Мне посчастливилось побеседовать с верным другом и коллегой Христофора Васильевича, Надеждой Николаевной Кузнецовой-Шихиди.
«Я участвовала в работе над его фильмами как ассистент режиссера. Или как он меня называл – офицер по особо важным поручениям», – смеется моя собеседница.
Надежда Николаевна тоже человек искусства – режиссер культурно-массовых мероприятий, посвятившая многие годы своей профессии. Впервые мы встретились в стенах Московского общества греков и вот спустя год в её уютной подмосковной квартире, где всех гостей неизменно встречает аромат греческого кофе и лучезарная улыбка хозяйки, и состоялся наш разговор. Каждая деталь дома пропитана большой любовью. Любовью к людям, к искусству, к жизни. Особенного внимания и восхищения заслуживает архив с уникальными материалами, которые Надежда Николаевна бережно хранит: фильмы, книги и картины Христофора Васильевича, заботливо обрамлённые в незатейливые рамки, её личная большая библиотека и видеотека.
Мне удалось увидеть часть архивов, в том числе и видеозаписи с Первого Всесоюзного фестиваля культуры и искусства греков СССР.В 1990 г. Надежда Николаевна работала над организацией этого грандиозного праздника танца и песни, души и талантов. Тогда-то её и свела судьба с Христофором Триандафиловым. Их самая первая встреча состоялась в легендарном московском кинотеатре «Гавана» в Марьиной Роще. Именно там планировалось провести небольшой кинофестиваль в рамках фестиваля культуры и искусства советских греков и познакомить столичную публику с режиссёрами греческого происхождения.
«Мне дали телефон Христофора Васильевича, чтобы пригласить его посмотреть зал кинотеатра. С первых минут я поняла, что это человек требовательный и к делу подходит с душой. А его вопрос «причем тут «Гавана» и греческое кино?» окончательно меня в этом убедил. Затем он добавил: «Я думаю, что кинофестиваль и открытие выставки надо провести в киноцентре на Краснопресненской. Не откажут». Так оно и случилось. После возвращения Христофора со съемок в Германии в киноцентре была открыта выставка художников греков и показан один из фильмов знаменитого кинорежиссёра Александра Згуриди. Вот так мы познакомились и стали работать над программой фестиваля. Я отвечала за культурную программу, а он возглавлял киносъемочную группу и запечатлел все самые яркие моменты на плёнку. Так началась наша дружба длиной более чем в 20 лет».
«Христофор был очень требовательный. И прежде всего к себе. Это говорило о его профессионализме», – говорит Надежна Николаевна. Окончив ВГИК у самых лучших мастеров уже через год он начал работу на киностудии им. Горького, пройдя путь от ассистента кинооператора до оператора-постановщика высшей категории. Борис Волчек говорил о нём: «Это ярко выраженный художник». И действительно он был художник сам по себе, по рождению. Талант видеть красоту вокруг, бережное отношение к миру, по словам Надежды Николаевны, очень помогали ему в операторской работе. Стиль Христофора Васильевича легко узнаваем в таких известных кинокартинах как «Каракумы, 45 в тени», «Подарок чёрного колдуна», «Волшебная книга Мурада», «Недопёсок Наполеон III-й», «Дерево Джамал» и многих других, над которыми он работал в качестве оператора-постановщика в 70-х. Последние были удостоены премий на всесоюзных кинофестивалях.
«На съёмках «Маэстро Одиссей Димитриади» и «Страницы истории греков Причерноморья», он всегда работал с камерой так страстно и тесно, и так много снимал для того, чтобы потом, дома при отборе выбрать тот кадр, который его устраивает по многим параметрам: по цвету, свету и по композиции. И вот снова эта высокая требовательность и удивительное трудолюбие! Сделать сто дублей, чтобы найти один! Это его отличало от многих людей, с кем я была раньше знакома в творческом мире».
С этими фильмами в жизнь Христофора Васильевича вошла Греция. Вспоминая их съемки в Крыму, Надежда Николаевна рассказывает, что он сразу задумал делать фильм «Страницы истории греков Причерноморья», потому что понял, что греки плохо знают свою историю. И когда он решил, что фильму быть, снова проявилась его беспредельная любовь к профессии. Тщательно работая над сценарием, изучая исторические материалы ему удалось содержательно, кратко и ярко рассказать зрителям об этой непростой теме.
В годы перестройки Христофор Триандафилов был избран членом Национального совета Всесоюзного объединения обществ греков. Он понял, что надо делать своё кино и как грек рассказать о выдающихся соотечественниках через фильмы и статьи. Позже он издаст книгу «Греки России. Уезжать или оставаться?».
«Он высказывал много ценных мыслей, каким он видит будущее России и Греции, – продолжает Надежда Николаевна свой рассказ, вкрадчиво всматриваясь в фотографию Христофора Васильевича, – он, например, предлагал греческую молодёжь учить за счет обществ на журналистов, режиссеров, операторов, на художников, чтобы мы взрастили свои кадры. И чтобы эти кадры спустя несколько лет после обучения, влились в греческое движение и поднимали просветительский и интеллектуальный уровень греков, молодёжи. Он был “за” то, чтобы создавались общества, клубы. У него было много очень конструктивных идей на этот счет».
В эти дни Надежда Николаевна продолжает работу над своей новой книгой, которая посвящена нашему герою. Работа сложная и ответственная. Необходимо проанализировать массу материалов, перепечатать интервью, расшифровать аудиокассеты.
«Христофор принимал участие в записи передач на радио. К нему приезжал радиожурналист Ким Кухалев. Передача называлась «В гостях у Христофора», где он рассказывал о том, что происходит в Греции, что в России. Даже сотрудники радио, где шла эта передача, говорили Кухалеву: «Где ты такого харизматичного человека нашёл?». Надо ещё знать акцент Христофора Васильевича и с каким темпераментом он говорил. Всегда привлекал к себе внимание. К тому же, он был человеком-реформатором, очень конструктивно мыслящим».
Надежда Николаевна и Христофор Васильевич прошли вместе большой творческий путь. Они ценили время и хотели успеть воплотить в жизнь все мыслимые и немыслимые идеи.
«Всё было сжато, ведь жизнь это такой темп! Надо ценить минуты, счастливые мгновения, когда ты общаешься с талантливым человеком», – подчеркивает Надежда Николаевна.
Христофор Васильевич Триандафилов – греческий сын русского народа – ушел 6 марта 2013 года, не успев закончить работу над ещё тремя фильмами «Греция – вторая Родина», «Депортация крымских греков» и «Наваринское сражение», но оставив яркий след в истории российских греков.
Анастасия Терехова