Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ
6 марта 2019

Христофор Триандафилов – греческий сын русского народа

«Жизнь даётся человеку Богом. Это огонь, который светит. И когда-нибудь, волей того же Бога, потухнет. В этом огне – и душа, и совесть, и мысли. Огонь – это жизнь.»

(Х.В. Триандафилов)

Говорят, человек жив –  пока жива память о нём. Что значит помнить? Хватит ли перечисления всех заслуг, деяний и почестей? Хранит ли память об одном-единственном человеке историю целого народа?

Шесть лет назад, 6 марта 2013 года не стало Христофора Васильевича Триандафилова  –  российского и советского кинооператора, режиссёра, сценариста, публициста и художника. Память о нём навсегда сохранится в каждом кадре его фильмов и пройдет красной нитью сквозь судьбы людей, с которыми свела его жизнь. Автор документальных фильмов «Маэстро Одиссей Димитриади», «Страницы истории греков Причерноморья», «Победы и поражения Гавриила Попова», прошедший путь от простого юноши с самодельным чемоданчиком, отправившегося однажды в далёкую Москву, движимый лишь верой в себя, жадностью к жизни и знаниям.

Х.В. Триандафилов и Н.Н. Кузнецова (фото из архива Н.Н. Кузнецовой)

Мне посчастливилось побеседовать с верным другом и коллегой Христофора Васильевича, Надеждой Николаевной Кузнецовой-Шихиди

«Я участвовала в работе над его фильмами как ассистент режиссера. Или как он меня называл – офицер по особо важным поручениям», – смеется моя собеседница.

Надежда Николаевна тоже человек искусства – режиссер культурно-массовых мероприятий, посвятившая многие годы своей профессии. Впервые мы встретились в стенах Московского общества греков и вот спустя год в её уютной подмосковной квартире, где всех гостей неизменно встречает аромат греческого кофе и лучезарная улыбка хозяйки, и состоялся наш разговор. Каждая деталь дома пропитана большой любовью. Любовью к людям, к искусству, к жизни. Особенного внимания и восхищения заслуживает архив с уникальными материалами, которые Надежда Николаевна бережно хранит: фильмы, книги и картины Христофора Васильевича, заботливо обрамлённые в незатейливые рамки, её личная большая библиотека и видеотека.

Мне удалось увидеть часть архивов, в том числе и видеозаписи с Первого Всесоюзного фестиваля культуры и искусства греков СССР.В 1990 г. Надежда Николаевна работала над организацией этого грандиозного праздника танца и песни, души и талантов. Тогда-то её и свела судьба с Христофором Триандафиловым. Их самая первая встреча состоялась в легендарном московском кинотеатре «Гавана» в Марьиной Роще. Именно там планировалось провести небольшой кинофестиваль в рамках фестиваля культуры и искусства советских греков и познакомить столичную публику с режиссёрами греческого происхождения.

«Мне дали телефон Христофора Васильевича, чтобы пригласить его посмотреть зал кинотеатра. С первых минут я поняла, что это человек требовательный и к делу подходит с душой. А его вопрос «причем тут «Гавана» и греческое кино?» окончательно меня в этом убедил. Затем он добавил: «Я думаю, что кинофестиваль и открытие выставки надо провести в киноцентре на Краснопресненской. Не откажут». Так оно и случилось. После возвращения Христофора со съемок в Германии в киноцентре была открыта выставка художников греков и показан один из фильмов знаменитого кинорежиссёра Александра Згуриди. Вот так мы познакомились и стали работать над программой фестиваля. Я отвечала за культурную программу, а он возглавлял киносъемочную группу и запечатлел все самые яркие моменты на плёнку. Так началась наша дружба длиной более чем в 20 лет».

«Христофор был очень требовательный. И прежде всего к себе. Это говорило о его профессионализме», – говорит Надежна Николаевна. Окончив ВГИК у самых лучших мастеров уже через год он начал работу на киностудии им. Горького, пройдя путь от ассистента кинооператора до оператора-постановщика высшей категории. Борис Волчек говорил о нём: «Это ярко выраженный художник». И действительно он был художник сам по себе, по рождению. Талант видеть красоту вокруг, бережное отношение к миру, по словам Надежды Николаевны, очень помогали ему в операторской работе. Стиль Христофора Васильевича легко узнаваем в таких известных кинокартинах как «Каракумы, 45 в тени», «Подарок чёрного колдуна», «Волшебная книга Мурада», «Недопёсок Наполеон III-й», «Дерево Джамал» и многих других, над которыми он работал в качестве оператора-постановщика в 70-х. Последние были удостоены премий на всесоюзных кинофестивалях.

«На съёмках «Маэстро Одиссей Димитриади» и «Страницы истории греков Причерноморья», он всегда работал с камерой так страстно и тесно, и так много снимал для того, чтобы потом, дома при отборе выбрать тот кадр, который его устраивает по многим параметрам: по цвету, свету и по композиции. И вот снова эта высокая требовательность и удивительное трудолюбие! Сделать сто дублей, чтобы найти один! Это его отличало от многих людей, с кем я была раньше знакома в творческом мире».

С этими фильмами в жизнь Христофора Васильевича вошла Греция. Вспоминая их съемки в Крыму, Надежда Николаевна рассказывает, что он сразу задумал делать фильм «Страницы истории греков Причерноморья», потому что понял, что греки плохо знают свою историю. И когда он решил, что фильму быть, снова проявилась его беспредельная любовь к профессии.  Тщательно работая над сценарием, изучая исторические материалы ему удалось содержательно, кратко и ярко рассказать зрителям об этой непростой теме. 

Христофор Васильевич Триандафилов с сыном Высилием во время съемок в Греции (фото из архива Х. Триандафилова)

В годы перестройки Христофор Триандафилов был избран членом Национального совета Всесоюзного объединения обществ греков. Он понял, что надо делать своё кино и как грек рассказать о выдающихся соотечественниках через фильмы и статьи. Позже он издаст книгу «Греки России. Уезжать или оставаться?».

«Он высказывал много ценных мыслей, каким он видит будущее России и Греции, – продолжает Надежда Николаевна свой рассказ, вкрадчиво всматриваясь в фотографию Христофора Васильевича, – он, например, предлагал греческую молодёжь учить за счет обществ на журналистов, режиссеров, операторов, на художников, чтобы мы взрастили свои кадры. И чтобы эти кадры спустя несколько лет после обучения, влились в греческое движение и поднимали просветительский и интеллектуальный уровень греков, молодёжи. Он был “за” то, чтобы создавались общества, клубы. У него было много очень конструктивных идей на этот счет».

В эти дни Надежда Николаевна продолжает работу над своей новой книгой, которая посвящена нашему герою. Работа сложная и ответственная. Необходимо проанализировать массу материалов, перепечатать интервью, расшифровать аудиокассеты.

«Христофор принимал участие в записи передач на радио. К нему приезжал радиожурналист Ким Кухалев. Передача называлась «В гостях у Христофора», где он рассказывал о том, что происходит в Греции, что в России.  Даже сотрудники радио, где шла эта передача, говорили Кухалеву: «Где ты такого харизматичного человека нашёл?». Надо ещё знать акцент Христофора Васильевича и с каким темпераментом он говорил. Всегда привлекал к себе внимание. К тому же, он был человеком-реформатором, очень конструктивно мыслящим».

Надежда Николаевна и Христофор Васильевич прошли вместе большой творческий путь. Они ценили время и хотели успеть воплотить в жизнь все мыслимые и немыслимые идеи.

«Всё было сжато, ведь жизнь это такой темп! Надо ценить минуты, счастливые мгновения, когда ты общаешься с талантливым человеком», – подчеркивает Надежда Николаевна.

Христофор Васильевич Триандафилов – греческий сын русского народа – ушел 6 марта 2013 года, не успев закончить работу над ещё тремя фильмами «Греция – вторая Родина», «Депортация крымских греков» и «Наваринское сражение», но оставив яркий след в истории российских греков.

Анастасия Терехова

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!
2019-03-06T08:42:20+03:00