Дорогие друзья,
Московское общество греков продолжает публикацию статей, посвященных истории Понта в рамках годового курса лекций историка из Греции Василия Ченкелиди.
Первая лекция «Греки Древнего Понта (8 в. до н.э. – 4 в. н.э.)» с успехом прошла в Московском доме национальностей 29 сентября 2018 года. Видео запись лекции вы можете посмотреть по ссылке https://www.greekmos.ru/lekciya_chenkelidi_video2/
Статьи, предшествующие лекции, вы можете найти на нашем сайте в проекте “История Понта” по ссылке https://www.greekmos.ru/pontos_history/
Следите за нашими новостями, чтобы не пропустить начало регистрации на вторую лекцию – количество мест ограничено!
В рамках этого проекта мы продолжаем публикацию статей Василий Ченкелиди, которые помогут всем желающим подготовиться к лекции, познакомиться с важнейшими вехами истории.
Святой Евгений, уроженец понтийского города Трапезунда, день памяти которого отмечается 21 января принял мученическую смерть у себя на родине в конце III века после Рождества Христова. Его считают первым епископом Трапезунда, вторым после святого Андрея Первозванного.
Трапезундец Евгений жил в тот период, когда римские императоры Гай Аврелий Валерий Диоклетиан и Марк Аврелий Валерий Максимиан Геркулий с особой яростью подавляли любые проявления новой религии. О деятельности Евгения и трех других христианских прововедников Кандида, Валериана и Акилы узнал римский наместник в Понте Лисий. Его людям удалось схватить соратников Евгения. Перед ними стоял выбор, либо отказаться от своей веры, либо умереть во имя Христа. Задержанные римлянами трапезундцы молились всю ночь и на утро перед римским наместником подтвердили свою приверженность христианству.
Самому Евгению удалось укрыться в одной из пещер неподалеку от Трапезунда. Ощущение того, что его товарищи находятся в беде, не давало ему покоя. Он молил Бога о спасении узников. Во время нахождения в пещере к Евгению явился сам Христос и призвал его открыто заявить о своей истинной вере. Евгений вышел из укрытия и с молитвами на устах двинулся в сторону города, где и был схвачен римской стражей.
Мучеников жгли на костре, но огонь их не сжигал. Лисий, наблюдая за стойкостью христиан, объяснял все происходившее перед его глазами магией. Было приказано отсечь им головы. После пыток и казни их тела не возможно было опознать. Только чудом можно было объяснить то, что они оказались в селениях, где проживали и были похоронены своими земляками.
Сам святой Евгений был распят на кресте. Его раны залечивал ангел. Узники римской тюрьмы, увидевшие чудо исцеления мученика, поверили в Христа. Лисий, разъяренный таким ходом событий, приказал обезглавить Евгения. Его тело было захоронено неподалеку от места мученической смерти. Мученическая смерть Евгения и его соратников произошла в 290 г. Позже на этом месте была построена церковь святого Евгения.
Понтийские греки, как и весь Христианский мир, не забыли о своем земляке, пострадавшим за веру. По сей день святой Евгений почитается как небесный покровитель родного города Трапезунда. Его вмешательство много раз помогало верующим. Трапезундец Евгений принял смерть за веру, которая в IV веке получила массовое распространение по всей Римской империи (Византии). Первым христианским императором Римской империи стал Константин Ι Великий (Флавий Валерий Аврелий Константин). Век за веком крепла держава, ставшая Греческой и Христианской. Пример мучеников привлек в лоно христианской церкви миллионы людей Древнего мира.
Первые письменные свидетельства, связанные со Святым Евгением связаны с трудом Прокопия Византийского, описавшего строения в Константинополе VI века. Среди них указано одного из сооружений императора Юстиниана, посвященное святому Евгению.
В 1021-22 гг. Византийский император Василий ΙΙ, при котором крестилась Русь, посетил Трапезунд. В этот период в Византии строится монастырь, посвященный святому Евгению. Об этом сообщает автор XIV века Иоаннис Лазаропулос.
В 1042 году будущий Константинопольский патриарх Иоанн Ксифилин также указывает на чудеса святого Евгения, как новые, так и известные при его жизни.
Большая заслуга в распространении поклонения святому Евгению принадлежит династии Великих Комнинов, правивших с 1204 по 1461 гг. в Трапезунде. В самом начале существования Трапезундской империи Комнинам пришлось столкнуться с Иконийским султанатом (1097 – 1243 гг.). В опасности было существование империи.
В 1223 году Иконийский султан Кей-Кубад I (в других источниках Малик или Мелик), организовав осаду Трапезунда, приказал разбить свой шатер рядом с рекой у храма Святого Евгения. Храму были нанесены серьезные повреждения. В это время трапезундский император молился в храме Богородицы Златоглавой. Согласно летописи, находясь перед иконами, он услышал глас:
«Андроник, твоя молитва принята».
В этот же момент святой Евгений явился перед султаном и обратился к нему:
«Я покровитель этого города, в моих руках ключи от ворот его. Я димарх (градоначальник) города, мое имя Евгений. Меня прислали горожане и воины и весь дим (греческое Δήμος). Поспеши в город, где ожидают тебя».
Султан поспешил воспользоваться советом святого Евгения и незамедлительно начал штурм города. Ничто не могло помешать захватчикам. Ночь была светлой и момент для нападения был удобным. Но вдруг засверкала молния. Нападающим казалось, что пламя льется со всех сторон вселенной. Оно ослепляло зрение и поражало дух безбожных. Вода поднялась, гром был оглушительным, шел сильный дождь и выпал сильный град.
Варвары в ужасе разбегались в разные стороны. Потеряв разум, они скакали на конях в сторону горных утесов, принимая их за равнину. Султан попытался спастись бегством, но жители Мацуки (сегодня Мачка, Турция) взяли его в плен.
В сопровождении двух мужей он был отправлен в Трапезунд. Император посадил его рядом с собой и сказал:
«Вот видишь, султан, какие страшные последствия угрожают тем, кто нарушает договоры».
Султан, за одну ночь переживший самое большое испытание в его жизни, ответил Андронику Гиду:
«Да, ты правду сказал, государь, мы (турки) обманулись в той мысли, что, отняв у ромеев (греков Византии) многие области и города, с такой же легкостью овладеем и этим. Но кто мог догадаться, что ваш город имеет такого сильного и скорого Хранителя, такого могущественного и горячего борца за этот город, как Евгений. Он всех нас предал в ваши руки. Мы этому не верили».
Чудо святого Евгения потрясло как христиан, так и турков. Он стал более известен в Греческом мире. Во время правления Мануила Ι Великого Комнина (1238-1263) святой Евгений стал изображаться на монетах Трапезундской империи. Это были серебряные монеты. на которых император изображался на одной стороне, а святой Евгений на другой.
Святой Евгений и сегодня является одим из самых почитаемых понтийскими греками православных святых. Храм святого Евгения стал первым и недостроенным объектом несостоявшегося города Романия (Византия) во Фракии (Греция). Строительство Романии планировалось на 90-е годы XX века, но так и не было утверждено греческим государством. Святой Евгений в очердной раз мог стать объединяющей силой для греков Понта.
Автор статьи: Василий Ченкелидис, историк
Литература для чтения:
- Ф.И. Успенский «Очерки из истории Трапезундской империи», Ленинград, 1929 г.
- Μητροπολίτου Τραπεζούντος Χρύσανθου, Η Εκκλγσία Τραπεζούντος, Εν Αθηναίς, Εστεία, 1933
- ιχάλης Χαραλαμπίδης, Ρωμανία, η αρχιτεκτονική μιας πόλης, Γόρδιος, 1999
Если вы хотите поддержать этот проект и работу лектора, Вы можете перевести деньги через наш сайт, указав в комментарии: «История Понта»