Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ
2 октября 2024

Валентин Иванович Гуков «Возвращение Мельпомены»

Рассказ об авторе фотографии «Возвращение Мельпомены» Валентине Ивановиче Гукове – победителе Всероссийского фотоконкурса «Греческий след в России» Московского общества греков.

Судьба автора этой фотографии – необычна. Он родился в 1928 году в годы войны подростком пережил бомбардировки Москвы и мечтал «стать партизаном». Главными воспитателями были мать и литература, сначала приключенческая, потом и вся общемировая.

Мать – Александра Павловна Григорьева, оперная певица, отмечена в Википедии. Её отец и мать, родом из воронежских крестьян, были безграмотными, их родители – крепостными. Их дети  –  из шестерых четверо получили высшее образование. Александре бог подарил красивый грудной голос – меццо-сопрано. Оказавшись после окончания школы в Москве, она училась в оперно-драматической студии К.С. Станиславского. В 1950 году была приглашена в Пермский оперный театр, где в первые же два года получила звание Заслуженной артистки РСФСР и стала лауреатом Сталинской премии. Перепела более 30 партий мирового оперного репертуара. После 90 лет написала мемуары, изданные сыном Валентином как печатная книга «Соло жизни по Станиславскому. Воспоминания оперной певицы».  Замечательная творческая жизнь и достойный пример для других! Для сына!

8 марта 1936 года запомнилось юному Валентину навсегда. Студия Станиславского организовала праздничный концерт в честь «Женского Дня». Перед началом в зал вошел величественный седовласый Константин Сергеевич. Все шумно встали и замерли. Улыбающийся Станиславский приветственно обвел всех взглядом: «Садитесь! Садитесь!». Увидев старосту оперной группы Григорьеву, единственную, кто была с сыном, подошел и поздоровался. Погладил сына по голове. Спросил: «Нуте-с, что?! Желаете быть тоже артистом?». Восьмилетний Валентин радостно закивал головой…

Однако жизнь подарила ему совсем иное – удивительную судьбу «путешественника-исследователя во времени и пространстве».  «Во времени» происходила поочередная смена всё более интересных творческих специальностей: радиоинженер в АН СССР, журналист, специалист по технической эстетике, стандартизатор, преподаватель товароведения и эстетики товаров, историк науки в Академии Наук СССР, теоретик и педагог фотоискусства, издатель, писатель и поэт. В каждой профессии потребовались глубокое самообразование и творческая отдача.

«Путешествие в пространстве» длится всю его жизнь, как «пожизненная» фото-экспедиция по необъятным просторам России. Где бы и кем бы он ни работал, сопутствующим было фотографическое открытие и художественное запечатление замечательных памятников природы и культуры России. Что примечательно, издания его крупных фоторабот (более 50) – полностью инициативные. По зову сердца он выбирал достопримечательность страны, делал творческое предложение издательству и, получив согласие, отправлялся в очередную «фотоэкспедицию». За свой счёт. Полученный гонорар, как правило, не покрывал расходы. Но какими неоценимыми были волнующие встречи с первозданной Природой, памятниками культуры России, с мудрыми людьми в её глубинках! Какое счастье – возможность проявить себя, делая «приятное с полезным»!

Три его экстрим-фотоэкспедиции по праву можно считать героическими. Первая из них – открытие туристического маршрута из Алтая (от Телецкого озера) до легендарной реки Абакан (Саяны) и вплавь через малоизведанную Хакасию. В верховьях таежного Абакана его туристская группа, сплавляясь на плоту, потерпела аварию. Плот врезался во многовековой завал деревьев, перегородивших реку. Пришлось строить новый плот, спасший их жизни. Результатом стала приключенческая краеведческая книга «В краю нетронутых сокровищ» (М, 1959).

Следующую экспедицию (в верховьях реки Лены в Прибайкалье)  путешественник посвятил гуманитарной цели. Задачей было доказать возможность  жизнеобеспечения группы туристов в случае «гибели» провианта, что нередко  случается на порожистых реках России. Фотоочерк-отчет об исследовательском водно-таежном путешествии   с питанием «дарами тайги» был опубликован в журнале «Огонек» под названием «Авария? Нет, испытание!» (1960, No 52).

Третья экспедиция чудом не оборвала его жизнь. Журнал «Огонек» направил  «пишущего  собкора» на три полярные станции СССР.   В самой последней из них на «Острове Рудольфа» в тот момент случилось небывалое. В утренних сумерках на кучу замороженных тюленей (заготовленный корм для упряжки ездовых собак) стала появляться голодная медведица с двумя медвежатами. Великолепный объект для фотографии!

Для страховки руководство станции решило выпустить всю стаю ездовых  собак. Увидев медведей на куче «своих тюленей», возмущенные собаки вихрем окружили их, пытаясь укусить. Фотограф с камерой на штативе,  в окружении четырех  полярников, приблизился к «великолепному объекту съемки» и сделал два снимка. Неожиданно  разъярившаяся медведица  бросилась на того, кто показался ей самым опасным, – на фотографа с его «оружием». В последний миг в промежуток между ними ворвался вожак стаи, и медведица тут же переключилась на него, подрав его лапой.

Драматический очерк «Обогревающие Арктику» о героических полярниках и приключениях корреспондента был опубликован в «Огоньке» (1961, No 23).  Фотоочерк был признан  наилучшим в этом номере. Оба экстрим-снимка сюжета с роковой медведицей и медвежатами были представлены впоследствии на Всесоюзной фотовыставке в Манеже в 1970 году.

Всего более 1000 его видовых, жанровых и художественных снимков опубликованы большими тиражами в журналах, фотоальбомах и открытках, диафильмах и диапозитивах (обычных и стереоскопических). Это фотографии: Русский Север и Урал, Кавказ и Крым, Алтай и Саяны, Байкал и Дальний Восток, Москва, Эрмитаж, Волга от истоков до дельты, верховья Енисея и Лены.  Среди всех его фоторабот выделяются две «исторические», посвященные  античной греческой культуре: коллекция открыток «Античные города Крыма» (1984, тираж 135 000 экз.) и фотоальбом «Херсонес Таврический» (место издания и т.п.2017), который включает призовой снимок «Возвращение Мельпомены». Оба издания стали раритетом. Автору в период съемки фотоальбома шел 90-й год!

Как ни удивительно, расцвет его творчества пришелся после выхода на пенсию в 60 лет. Все свободное время полностью посвятилось любимой творческой  фотографии.  Ещё в 1989 г. основал первую в СССР «Школу Фотоискусства», дающую   специальное дополнительное образование по специальности «фотохудожник». Все первые дипломированные фотохудожники  – его ученики.

Переход в ранг «долгожителя» (после 90 лет) – замечательное время «собирать  камни». Само фотоискусство представляет собой хаотическую россыпь  «светописных камней». Все виды искусств (живопись и литература, музыка и  танцы, театр и кино, архитектура и дизайн) уже давно обзавелись своими  теориями, которые вошли в основу их обучения. А фотоискусство оказалось и остается обездоленным – без терминологии и классификации, без своих законов,  без теории. В вездесущем интернете нет ответа на вопрос – что такое «Наука фотоискусства». Почему? Что представляет собой «Теория фотоискусства»? Каковы её законы?..

Ответы на эти вопросы Валентин Гуков искал более 30 лет с заочным привлечением всех классиков фотографов-мыслителей и анализом их фото-шедевров и изречений. Первым результатом стало издание научно-популярного  альманаха, книги «Неписаные законы фотографии» (2015). Более 100 классиков-фотографии в 500 мудрых мыслях раскрывают роль фотографии в жизни каждого человека и в обществе. Научной основой разработки теории фотоискусства послужили редкие труды по фотографии философов, психологов и искусствоведов. В 2020 году он закончил и издал первый в истории фотографии капитальный труд по теории фотоискусства, книгу «ФОТОЭСТЕТИКА. Принципы, теория и методика фотоискусства». (издательства Фотохудожник, Перо) В 2022 годы в свет вышла книга «ФОТОИСКУССТВО. Словарь иллюстрированный», Ridero. В интернете эти книги представлены в электронном виде.

Наряду с научными изданиями совместно с классиками фотографии им была опубликована под псевдонимом «Вален Гук» книга-сборник с циклом 33 юмористических стихов-эпиграмм о фотографии «ФОТО-СТИХИЯ. Раскрытие тайн фотографии». Ridero. 2022. Это единственное издание стихов о фотографии.

Из 9 им созданных и опубликованных за последние годы книг специально фотографии посвящено – 7.

Валентин Гуков – член «Союза журналистов России», член «Союза писателей-переводчиков России», член «Союза фотохудожников России», экс-член «Географического Общества СССР» (открыл Центр территории СССР). Основной автор изображения и стандарта «Государственного Знака Качества СССР» (1967). Лауреат премии «Золотой Глаз России» (2022). Кандидат наук и доцент. Мастер спорта. Любимой вид – водно-таежный туризм на байдарке.

– Что вы считаете главным в своей жизни?

– Заложение основ теории фотоискусства и раскрытие его возможностей влиять на людей и изменять Мир к лучшему.

– Дома какие портреты на стене?

– Пушкин в Михайловском», Станиславский, мать в образах «Кармен», «Марфа» и др., любимая дочь, любимая жена.

– Какое блюдо – самое-самое?

– Борщ.

– Какие девизы самые главные?

– Самое Важное – еще впереди!
    Надо жить и делать всё с любовью!
    Спасибо России!

Планы у автора фотографии «Возвращение Мельпомены» огромные.

Подобное благоприятное стечение обстоятельств и дарований в судьбе одной личности – характерная особенность судеб многих деятелей культуры России  с её общенациональной «загадочной русской душой».

 

Автор «Рассказа» – Титова Надежда Николаевна, хорошо знакома с Валентином  Ивановичем Гуковым более 20 лет.

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!
2024-10-03T22:59:36+03:00