Василий Павлович Калафати – профессор Санкт-Петербургской консерватории, композитор и музыкальный педагог.
Василий Павлович Калафати родился в Евпатории 29 января (10 февраля) 1869 года в семье греков-переселенцев. К сожалению, не сохранилось никаких сведений когда, при каких обстоятельствах и откуда семья Калафати переехала в Россию и обосновалась в Евпатории. Согласно рукописной анкете, заполненной в 1936 г. Василием Калафати, его отец, Павел Калафати, был выходцем из мещанского сословия, служащим (учителем). Чтобы выжить в 30-е годы происхождение должно было соответствовать эпохе… Из ранних документов в семейном архиве сохранился только паспорт, выданный 29 ноября 1898 г. в г. Евпатории Таврической губернии Василию Павловичу Калафати, мещанину, греку православного вероисповедания.
Девичья фамилия его матери – Хрисикопуло. Как было принято в те времена, она занималась домом и детьми. Семья была большая – двенадцать детей. Судьбы их, к сожалению, не известны. Достоверно известно только, то что его брат, Дмитрий Павлович Калафати, был социал-демократом и остался в российской истории как участник проходившего в 1902 году в Брюсселе Второго съезда Российской социал-демократической партии.
О его родственниках по линии матери имеются сведения в «Справочной книжке о городе Евпатории за 1897 год», где упоминается купец Г.И. Хрисанопуло, имеющий в заливе Бокал (в 70 верстах от Евпатории) собственный рыбный завод. Справочник начала ХХ века сообщает, что в доме городского головы С.Э.Дувана по ул. Соборной (ныне ул. Тучина) располагалась нотариальная контора А.В. Хрисонопуло.
В Государственном архиве Автономной республики Крым хранится документ, гласящий: «…домовладелец Николай Калафати до 13 марта 1900 года должен устроить тротуар на южной стороне Вашего здания, находящегося против пристани, рядом с домом Панайотова». Дом грека, купца Афанасия Федоровича Панайотова, был построен в 1899 году на главной улице города – Лазаревской (ныне ул. Революции) напротив пристани РОПиТ (Российского общества пароходства и торговли). Двухэтажное здание оригинальной архитектуры, украшенное изящной лепкой с морской символикой, с 1984 г. является памятником архитектуры. К восточному фасаду ранее примыкали одноэтажные торговые ряды, а к западному – одноэтажное здание, использовавшееся под магазины. С 1890 года братья Павел и Николай Калафати получают разрешение на содержание здесь трактира. И по вполне понятным причинам Василий Калафати в советское время никогда не упоминал о роде деятельности своих родных в Евпатории.
Не пенится море,не плещет волна
(Сборник “Четыре романса”)
Не пенится море, не плещет волна,
деревья листами не двинут;
на глади прозрачной царит тишина,
как в зеркале, мир опрокинут.Сижу я на камне; висят облака,
недвижные в синем просторе;
душа безмятежна, душа глубока,
сродни ей спокойное море.
Жила семья Калафати в достатке, большое внимание родители уделяли образованию детей, поэтому Василия отдали учиться в гимназию. Мужская прогимназия в Евпатории была открыта 14 сентября 1876 г. Вначале она не имела собственного здания и располагалась в арендуемом помещении на улице Лазаревской (ныне – ул. Революции, 52). Первоначально в евпаторийской гимназии преподавался неполный гимназический курс, были открыты только первые три класса и один подготовительный. Такой вид учебного заведения именовался в России прогимназией. Согласно Положению от 1864 года прогимназии были самостоятельными учебными заведениями. С 1866 года прогимназии получили право экзаменовать выпускников на звание приходского учителя и на первый классный чин. Учебная программа прогимназии полностью соответствовала преподаванию в начальных классах гимназии и давала возможность продолжать образование в полной гимназии – Симферопольской или любой другой.
В гимназические годы проявились способности юноши к музыке. В своей автобиографии Василий Калафати писал: «В гимназии пел в хоре и часто заменял преподавателя пения во время его отсутствия, а на уроках пения аккомпанировал хору на фортепиано или на гармониуме».
По окончании гимназии ему посчастливилось попасть к великолепному учителю – Густаву Карловичу Лео, под руководством которого он несколько лет занимался «…очень усердно фортепианной игрой и сочинением музыки». Лео Густав Карлович – выпускник Лейпцигской консерватории, прекрасный пианист и композитор, теоретик музыки и преподаватель Петербургской консерватории. Состояние здоровья было причиной его переезда в Евпаторию, где он продолжал заниматься музыкой и преподавательской деятельностью, передав свою любовь к музыке и знания способному ученику. «За три года занятий с ним, – вспоминал Василий Калафати, – я приобрел довольно значительную фортепианную технику, знакомство с музыкальной литературой, главным образом, немецких композиторов и научился довольно складно сочинять». Впоследствии заполняя в анкете графу о начале научной, педагогической и творческой работы он писал: «…педагогической приблизительно с 1892 года, творческой с 1890 года».
Прости
(Сборник “Четыре романса”)
Прости! не помни дней паденья,
Тоски унынья, озлобленья,
Не помни бурь, не помни слёз,
Не помни ревности угроз!Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь,
Благослови и не забудь!
Годы подготовки дали свои результаты – в 1892 году Василий Калафати переезжает на постоянное место жительства в Петербург и поступает в Петербургскую консерваторию по классу теории композиции. Весь курс был пройден под руководством профессора Николая Андреевича Римского-Корсакова, что не могло не отразится на дальнейшем творчестве Василия Калафати. В 1897 году любимому учителю он посвящает романс «Не пенится море» на стихи А. Толстого. Стиль Калафати перекликался с сочинениями выдающегося учителя, а также композиторов Беляевского кружка, с которыми он был очень дружен.
За годы учебы в консерватории Василий Калафати неоднократно приезжал в родной город. Долгие годы как семейная реликвия хранилась афиша любительского спектакля, состоявшегося 19 января 1894 года в евпаторийском театре. Ветхий пожелтевший лист афиши, отпечатанный в типографии М. Мурованского, сообщал: «Профессор С. Петербургской консерватории ГУСТАВ КАРЛОВИЧ ЛЕО при участии ученика своего г. Калафати в антрактах спектакля исполнит лучшие номера своего репертуара». Спектакль и концерт мог проходить или в здании любительского театра на ул. Бульварной (ныне ул. Революции, сквер Коммунаров), или в зале городского Общественного собрания на ул. Церковной (ул. Морской, ныне – ул. Караева), которое было более пригодно в зимнее время.
Театр на улице Бульварной – первый театр в Евпатории – был открыт в1880 году по инициативе любительницы сценического искусства Екатерины Францевны Дмитрокопуло, жены надворного советника, служащего евпаторийской таможни. Здание было деревянное, одноэтажное, переоборудованное из старого амбара, однако в рапорте уездного исправника было отмечено: «…театр этот достаточно приличен и имеет до двухсот мест для публики». Любительская труппа два раза в месяц давала главным образом благотворительные спектакли, преимущественно в зимний сезон. Летом театр принимал на гастроли профессиональные театральные труппы.
Челнок
(Сборник “Четыре романса”)
Сядем в челнок мы, малютка,
Сядем и вдаль поплывем;
Видишь высокие скалы…
Ночь мы всю там проведем…Там, от народа подальше,
Можем свободно вздохнуть;
Тихо кудрявой головкой
Ты мне приникнешь на грудь…Стану я ей любоваться,
Глазки твои целовать…
Так ли? А месяц и звезды
Будут над нами сиять!
Через два года Калафати вновь приезжает в Евпаторию. В городском театре 28 июля 1896 года состоялся благотворительный литературно-музыкальный вечер для финансовой поддержки евпаторийцев – выпускников Симферопольской гимназии. В первой части концерта звучали произведения Гайдна в исполнении Василия Калафати, во второй – был впервые исполнен его Секстето-Менуэт.
По окончании консерватории в 1899 году (со званием Свободного Художника) Василий Калафати с 1900 г. по 1907 г. преподает в Петербургской консерватории теоретические (вспомогательные) предметы: элементарную теорию музыки, гармонию, формы музыкальные и инструментовки, а с 1906 г. по 1929 г. – полифонию. В 1913 г. Калафати становится профессором консерватории. По воспоминаниям коллег, Калафати был тихий, молчаливый, спокойный человек, и даже стеснялся бранить своих учеников за невыученные задания.
Среди учеников Василия Калафати композиторы, пианисты и дирижеры, работавшие как на территории СССР, так и за ее пределами: Лауренс Коллингвуд (Лондон), Герман Вин и В. Виноградов (Ревель), Иг.Ф. Стравинский (Париж), Оллер (Эстония), С. Богатырев (Харьков), С. Меликиян (Ереван), С. Бархударян (Ереван), А. Гладковский и многие другие. Некоторые из его учеников остались преподавать в родной консерватории: О.В. Акимов, М.А. Юдин, А.И. Кедрова, Г.О. Орлов.
Василий Калафати хорошо знал европейскую музыкальную культуру, бывал (до 1936 года) в Швейцарии, Франции, Германии, Австрии и Италии. В анкете 1936 года в графе «Знание иностранных языков» Василий Калафати писал: «Довольно хорошо по-французски, слабее английский, немецкий и италианский». Основы его знаний европейских языков были заложены еще в гимназические годы, ведь в евпаторийской мужской гимназии уделяли большое внимание языкам, преподавали немецкий и французский языки с первого класса.
В 1911 г. под редакцией В. Калафати в Петербурге вышел словарь-справочник «Спутник музыканта», ставший одним из наиболее популярных музыкальных изданий в России. Среди сочинений Василия Калафати наиболее известна симфоническая поэма «Легенда», написанная в память о Франце Шуберте и получившая премию на Международном шубертовском конкурсе, проводившемся в 1928 г. в Вене. Им был написан ряд оркестровых и камерных сочинений, романсы и хоры, марш для духового оркестра «Звезды Кремля» и музыкальная картина для хора и оркестра «Реве та стогне», обработки народных песен, фортепианные переложения оркестровых пьес Анатолия Лядова, Второй симфонии Скрябина и других сочинений. По мотивам произведения А.С. Пушкина в 1941 г. была создана опера «Цыганы». Но творческий путь композитора оборвала война…
В уютном уголке
(Сборник “Четыре романса”)
В уютном уголке сидели мы вдвоём,
В открытое окно впивались наши очи,
И, напрягая слух, в безмолвии ночном
Чего-то ждали мы от этой тихой ночи.Звон колокольчика нам чудился порой,
Пугал нас лай собак, тревожил листьев шорох…
О, сколько нежности и жалости немой,
Не тратя лишних слов, читали мы во взорах!И сколько, сколько раз, сквозь сумрак новых лет,
Светиться будет мне тот уголок уютный,
И ночи тишина, и яркий лампы свет,
И сердца чуткого обман ежеминутный!
Блокадной зимой 1942 года семья Калафати находилась в Ленинграде. Почему семидесятитрехлетний композитор принял решение не покидать осажденный город достоверно неизвестно. До последних дней он оставался верным своему любимому городу Петербургу-Ленинграду, который был для него неиссякаемым источником вдохновения. В блокаду первым умирает младший сын композитора Михаил, а в январе 1942 года на руках у жены умер и сам Калафати.
Последними словами композитора, которые впоследствии передала жена Ольга старшему сыну Анатолию, были: «Как жаль!».
Анатолий Калафати восстановил память об отце, разобрал архив композитора и создал каталог произведений Калафати, большая часть которых оставалась в семейном архиве до 2004 г. Однако, судьба распорядилась так, что следы его были утеряны…
Но рукописи никогда бесследно не исчезают. По воле случая однажды на «Блошином рынке» в центре Афин был обнаружен считавшийся утерянным архив Калафати. Отделение музыковедения Ионического университета острова Керкира приобрело архив и спасло, таким образом, от забвения творчество Василия Калафати. Среди спасенных документов рукописи нот, публикации произведений Василия Калафати, изданные М.П. Беляевым в Лейпциге в 1900-е годы, афиши и программы концертов, письма, газетные статьи и многочисленные фотографии – семейные и подаренные друзьями. На фотопортрете, подаренном 20 марта 1905 года, надпись: «Дорогому другу, талантливому композитору и прекрасному музыканту Василию Павловичу Калафати. Искренне преданный А. Глазунов». Среди последних документов – программка вечера-чествования композитора в связи с 45-летием творческой, общественной и педагогической деятельности, состоявшемся 11 апреля 1939 года зале Ленинградского союза композиторов, а также поздравительные телеграммы с семидесятилетним юбилеем от оркестра народных инструментов имени Андреева и Союза композиторов.
Доскональное изучение и обработка документов архива Василия Калафати предшествовали представлению их на выставке в Салоникском университете. Огромную работу по изучению жизни и творчества композитора и педагога провела кандидат наук отделения музыковедения Ионического университета Станимира Дерменджиева, написавшая большую вступительную статью для каталога выставки и открывшую неизвестные страницы жизни и деятельности Василия Калафати. Материалы каталога и легли в основу данной статьи.
«Василий Калафати принадлежит к категории людей, которые родились за пределами Греции, в стране с богатейшей культурой и вложили всю свою душу в развитие культуры этой страны. Он никогда не забывал о своих корнях, порой использовал греческие мотивы в песнях, а во время Всероссийской переписи населения в графе «национальность» написал «грек». В то же время его можно считать настоящим потомком большой многонациональной империи. Как российский композитор, он подарил миру важнейшие вехи в искусстве и музыке. Через призму выставки Калафати, мы увидели целую страну, целую эпоху и музыкальную культуру».
Харлампий Ксантудакис, организатор и координатор выставки.
В 2005-2006 гг. в Греции вновь зазвучала музыка Василия Калафати, были переизданы его произведения. В рамках греческого музыкального фестиваля, состоявшегося 7 мая 2005 года в афинском Дворце Музыки, был исполнен Квинтет Калафати. Пришло время вернуться произведениям Василия Калафати и на его родину – в Крым, в Евпаторию.
Источник:http://cultura.evpatoriya-history.info/deyately/kalafaty.php
Автор Н. Павленкова
Статья опубликована: Павленкова Н. Возвращение Василия Калафати//Обозрение крымских дел. – 2009. – 20-27 ноября – № 44