Василий Васильевич Капнист (1758–1823) — русский поэт и драматург, российский общественный деятель.
Капнист – русский дворянский и графский род, происходящий с греческого острова Занте. Предок их, Петр Христофорович Капнист (Капниссис) (умер 1711 году), был известным борцом против турецкого порабощения. Василий Петрович Капнист, сын Петра Христофоровича, будучи десяти лет от роду выехал с отцом в Россию, где в городе Изюм его отец умер от болезни. Василия усыновил бездетный запорожский изюмский сотник Павлюк. Василий стремился к военной деятельности и в 14 лет был записан в Изюмский полк с фамилией Капнист.
Василий Петрович Капнист службу начал сотником Изюмского слободского казачьего полка и отличился при разгроме орды калмыцкого князя Дондука-Асибо в 1734 году. Капнист быстро, на свой страх, собрал отряд и нанес грабителям сильное поражение; за это его произвели в казачьи сотники. Затем он отличился во время походов Миниха, особенно под Очаковым в 1737 году, и был произведен в миргородские полковники и императрица Елизавета Петровна подарила ему поместье Обуховку. Кроме Обуховки владел селами Зуевцы Миргородской сотни, Поповка и Трубайцы Хорольской сотни — всего имел 152 двора.
В 1743 году он руководил, вместе с французским инженером подполковником де-Боскетом, устройством некоторых укреплений против внезапных крымскотатарских набегов. В 1750 году Василий Петрович получил в награду чин бригадира.
В начале Семилетней войны (1756—1763) он командовал пятью слободскими полками и погиб в битве при Гросс-Егерсдорфе 19 (30) августа 1757 года. На поле боя была найдена лишь рука с саблей, подаренной Елизаветой Петровной. Останки были захоронены в его поместье Обуховка.
Василий Петрович Капнист был женат на дочери греческого купца Елене Согден, после смерти которой он женился второй раз на Софье Андреевне Дуниной-Борковской, коренной малороссиянке, происходившей из хорошей дворянской фамилии.
Сыновья Василия Петровича — Николай, Данило, Ананий, Андрей, Пётр (прапрадед актрисы, заслуженной артистки УССР Мариэтты Ростиславовны Капнист), и младший Василий – известный писатель о котором пойдет речь ниже.
Василий Васильевич Капнист родился в 1757 году в селе Обуховке, миргородского уезда полтавской губернии. Он был младший из четырех сыновей бригадира В. П. Капниста и его второй жены, Софьи Андреевны Дуниной-Борковской; год рождения его был и годом смерти его отца, погибшего в сражении при Гросс-Огерсдорфе.
Мать В. В. Капниста, коренная малороссиянка, происходившая из хорошей дворянской фамилии, была женщина малообразованная, но обладавшая природным умом. Овдовев, она направила все заботы на то, чтобы дать детям хорошее образование и с этою целью поместила их в один из лучших петербургских пансионов.
Окончив образование, Капнист в 1771 г. поступил в Измайловский полк капралом и в том же году произведен в подпрапорщики и в фурьеры, а в начале следующего года перешел сержантом в преображенский полк, где в 1775 г. и получил первый офицерский чин, но вскоре вышел в отставку. В начале 1782 г. он был избран в предводители дворянства миргородского уезда, а в августе того же года поступил под начальство графа А. А. Безбородка, получив должность контролера главного почтового правления.
В мае 1783 г. он оставил и эту службу, уехал на родину и в январе 1785 г. был выбран киевским дворянством в губернские предводители. В 1787 г. Капнист был назначен главным надзирателем киевского шелковичного завода. В 1797 г., находясь уже в отставке, Капнист приезжал в Петербург по тяжебному делу. В это время состоялось Высочайшее повеление о высылке из столицы всех неслужащих дворян. Тогда Капнист, чтобы иметь возможность продлить свое пребывание в столице, обратился к Л. А. Нарышкину с просьбою о доставлении ему службы. 31 октября 1799 г. он был причислен к театральной дирекции и назначен на должность “по рассматривании всех пиес и переправливании оных“. В это время русский театр в Петербурге был в упадке и в публике замечалось явное охлаждение к нему. Капнист, заведуя русскою труппою, употреблял все усилия к тому, чтобы оживить сцену, и с этою целью вызвал из Москвы нескольких талантливых артистов.
Капнист состоял при театральной дирекции по 14-е августа 1801 г. и при увольнении был награжден чином статского советника. В 1802 г. он был утвержден генеральным судьей 1-го департамента полтавского генерального суда, а затем, с 24 марта 1812 г. по 19 февраля 1818 числился при департаменте народного просвещения. В 1822 г. Капнист был избран полтавским дворянством в губернские предводители.
Скончался в 65 лет в селе Кибенцах, имении Д. П. Трощинского, с которым находился в дружеских отношениях. Похоронен в своей любимой, воспетой им в стихах, Обуховке.
Как писатель, Капнист принадлежал к тому литературному кружку, душою которого был известный знаток искусств и литературы Н. А. Львов, а наиболее видными представителями — Хемницер, Богданович, Державин и отчасти А. Н. Оленин. Знакомство со Львовым относится еще ко времени пребывания Капниста в Измайловском полку, где оба они посещали полковую школу, находившуюся под особенным покровительством А. И. Бибикова, “охотника до наук, особливо до стихотворства”. Капниста и Львова, кроме дружбы, связывали и семейные отношения: первый был женат на Ал. А. Дьяковой, а второй — на ее сестре Марье Алексеевне. Чрез Львова Капнист познакомился и с Хемницером, в литературной деятельности которого принимал большое участие и оказывал на него несомненное влияние. С переходом Капниста в Преображенский полк начинается сближение его с Державиным, который с 17_95 г. также делается свояком его и Львова, женившись на Д. А. Дьяковой. Литературные занятия способствовали их сближению, несмотря на разницу в летах. Благодаря Капнисту, Державин сошелся со Львовым и Хемницером. Под влиянием этих-то лиц и совершился тот поворот Державина к самостоятельному творчеству, начало которого он сам относит к 1779 году. Друзья Державина усердно занимались просмотром его сочинений, делали в них поправки, переводили для него произведения древних классиков, даже составляли для него виньетки. Капнист значительно превосходил Державина в образовании и знании иностранных языков, из которых французским владел вполне свободно, но из древних знал только латинский. В доме Державина Капнист познакомился, между прочим, с И. И. Дмитриевым, на которого произвел впечатление живостью и остроумием — отличительными свойствами своего характера. В начале XIX столетия Капнист сблизился с литературным кружком Оленина. Из друзей Оленинского дома он находился в приятельских отношениях с Гнедичем, которому и подал мысль продолжать перевод Илиады, начатый Костровым. К этому же времени относится знакомство Капниста с Озеровым и Батюшковым, которого он поощрял в занятиях италианской литературой.
Первым литературным произведением Капниста была “Ode à l’occasion de la paix conclue entre la Russie et la Porte Ottomane à Kaynardgi le 10 juillet année 1774”. Ода эта была напечатана отдельным изданием в 1775 году. С 1780 г. Капнист делается сотрудником “С.-Петербургского Вестника”, в июньской книжке которого появилась “Сатира первая”, заключавшая в себе резкие суждения о современной литературе и некоторых ее представителях. Сатира доставила автору известность, но возбудила неприятную полемику. Большою известностью пользовалась также “Ода на рабство”, написанная в 1783 г., но напечатанная только в “Лирических сочинениях”, изданных в 1806 году. В ней вспоминаются прежние времена Малороссии, когда она пользовалась свободой, и высказываются жалобы на те узы рабства, которые наложены были на родину поэта. Ода эта, без сомнения, вызвана была указом 3 мая 1783 г., по которому поселяне киевского, черниговского и новгород-северского наместничеств объявлялись крепостными людьми тех помещиков, на чьих землях застал их новый закон. “Ода на рабство”, по словам самого автора, послужила поводом к сочинению “Оды на истребление в России звания раба, Екатериною II в 15 день февраля 1786 г.“. В это время, как известно, состоялся указ, повелевающий подписываться на просьбах не “раб”, а “верноподданный”. Этою одою и началось сотрудничество Капниста в “Новых Ежемесячных Сочинениях” (1787 г., ч. ХV), служивших как бы продолжением “Собеседника любителей русского слова”, в котором Капнист также участвовал по приглашению издателей его, кн. Е. Р. Дашковой и О. П. Козодавлева.
Карамзин, ценивший в Капнисте литературный вкус и чистоту языка, также привлек его к сотрудничеству в своих изданиях: “Московском журнале” (1792 г.) и “Аонидах” (1796—1799 гг.). В позднейшее время Капнист сотрудничал в “Северном Вестнике”, “Журнале древней и новой словесности”, “Друге просвещения”, “Отечественных Записках”, “Вестнике Европы”, “Трудах” московского и казанского обществ любителей словесности, которых он был почетным членом, и в “Сыне Отечества”.
Стихотворная деятельность Капниста выразилась преимущественно в одах, подразделяющихся на духовные, торжественные, нравоучительные, элегические, горацианские и анакреонтические. Гораций был любимым классиком Капниста, и в последние годы своей жизни он почти исключительно им занимался. Но в свои переводы из Горация Капнист внес слишком много субъективного элемента, так что они являются скорее подражаниями, причем резко выделяются анахронизмы в смешении национального элемента с древне-классическим.
Как лирический поэт, Капнист не приобрел себе известности, хотя некоторые из его произведений очень ценились за легкий стих и временами неподдельное, хотя и не глубокое чувство. Не говоря уже о современниках Капниста, укажем на Гоголя, который в стихах его находил “аромат истинно-душевного чувства и какую-то особенную антологическую прелесть”. Нельзя, однако, не заметить, что чувство это в большинстве случаев выражалось меланхолией, которою Капнист злоупотреблял; это было замечено еще И. И. Дмитриевым, а впоследствии подтверждено и Белинским.
Своею литературною известностью Капнист обязан “Ябеде”. Комедия эта в первый раз появилась на сцене 22 августа 1798 г. и тогда же была напечатана. Поводом к сочинению “Ябеды” послужил процесс, веденный Капнистом с соседом своим, помещиком тарновским. Пьеса эта, не отличающаяся художественными достоинствами, имела блестящий успех, благодаря своему общественному значению. Но после четырех представлений комедия, но Высочайшему повелению от 23 октября, была запрещена и изъята из продажи. Опала эта объясняется тем, что, обличая взяточников, Капнист приобрел много врагов среди чиновного люда, и наиболее влиятельные из них, без сомнения, употребили все усилия к тому, чтобы представить автора комедии опасным для общества человеком. В 1805 г. опала с “Ябеды” была снята, после чего она долго держалась на сцене. Популярность комедий была так велика, что некоторые выражения ее обратились в пословицы.
Кроме “Ябеды”, Капнисту принадлежат еще следующие драматические произведения: “Клорида и Милон”, пастушеская опера в одном действии, сюжет которой взят из древне-греческой жизни. Она была в первый раз представлена 6 ноября 1800 г. и тогда же напечатана без имени автора; 1) “Сганарель, или мнимая неверность”, комедия в трех действиях, представляющая собою переделку пьесы Мольера “Sganarelle, ou le cocu imaginaire”. Поставлена на сцену 17 мая 1806 г.; 3) “Антигона”, трагедия в пяти действиях, представленная 21 сентября 1814 г. Первая из этих пьес имела еще некоторый успех, а последние две никакого. Сам автор признавал их слабыми и впоследствии сам их осмеял эпиграммами, напечатанными в “Сыне Отечества”.
Хотя Капнист и состоял членом Российской Академии еще с 1785 г., но только в 1814 г. принял участие в ее трудах. При составлении словаря ему поручен был выбор слов из Слова о полку Игореве и из Русской Правды. Благосклоннее относился он к Беседе любителей русского слова, в которой числился почетным членом с самого ее основания (1811 г.). В “Чтениях” Беседы, кроме стихотворений, печатались и прозаические статьи Капниста. Так, в 17-м Чтении (1815 г.) помещено “Письмо к С. С. Уварову о гекзаметрах”, в котором Капнист предлагал переводить Гомера размером русских народных песен. Но Уваров, как известно, опроверг его мнение, чем и убедил Гнедича переводить Илиаду размером подлинника. В 18-м Чтении (1815 г.) было напечатано “Краткое изыскание о Гипербореянах и коренном российском стихосложении”, в котором автор, сетуя на Ломоносова за то, что последний “не возобновил древнего русского стихосложения, пред всеми иностранными толико преимущественного”, решается “вступить дерзостною ногою в ристалище, минованное исполином отечественного стихотворства” и для того старается прежде всего доказать тождество Славян с Гипербореянами, “народом знаменитым, от которого сами греки заимствовали искусства и науки”. Очевидно, что в этой части своего исследования Капнист руководствовался не строгою научною критикой, а чувством патриотизма и различными фантастическими гипотезами, в чем однако и сам сознается. Изыскание Капниста, как и следовало ожидать, было встречено в печати насмешливыми отзывами. Последующие же его статьи: “О восстановлении первых шести песней Одиссеи в первобытный их порядок” (СПб. 1819) и “Мнение о том, что Улисс странствовал, не в Средиземном, но в Черном и в Азовском морях” (“Сын Отечества“, 1819 г.) не удостоились даже и насмешливого отзыва. Такое обидное молчание было принято автором за знак презрения к его “велемудрствованию”.
Собрания сочинений Капниста печатались в Петербурге и выдержали три издания (1796, 1806, 1849 гг.). Последнее из них неудовлетворительно в смысле неисправности текста, но от предыдущих отличается наибольшею полнотой, хотя и не заключает в себе известной оды “На рабство”, отсутствие которой объясняется цензурными соображениями того времени.
Жена (с 1781) — Александра Алексеевна Дьякова (1759–1830), дочь обер-прокурора А. А. Дьякова, сестра Марии Львовой и Дарьи Державиной. Выпускница Смольного института. После замужества почти безвыездно жила с мужем в его имение в Обуховка, где мать Капниста «приняла её очень холодно». По словам дочери, «свекровь не любила её потому единственно, что она была русская, и не называла её иначе, как „московка“. Узнала же цену ей и полюбила её, только тогда, когда, оставшись одна в деревне и будучи разбита параличом, жила, можно сказать, только заботами её и неусыпным попечением, которая ни на минуту не оставляла её до смерти». В браке имела двенадцать детей, но только шестеро из них остались живы.
- Екатерина (1784/86–1837), с 1819 года замужем за коллежским советником Александром Ивановичем Полетикой;
- Семён (1791/92–1843), женат с 1823 года на Елене Ивановне Муравьёвой-Апостол;
- Владимир (1793–1817);
- Иван (1794/95–1860), сенатор, женат на Пелагее Ивановне Горленко, их сын Пётр (1830–1898), писатель, поэт и драматург.
- София (1797–1861), автор мемуаров, с 1833 года замужем за генерал-майором Василием Антоновичем Скалоном.
- Алексей (1796/97–1867/69) , участник «Союза благоденствия», декабрист, женат с 1833 года на Ульяне Дмитриевне Белуха-Кохановской.
Правнучка — Капнист Мария Ростиславовна (1914–1993), актриса, заслуженная артистка Украинской ССР. Представительница легендарного дворянского рода, она воспитывалась в высокодуховной семье, общалась с удивительными людьми, но после революции отца Марии расстреляли, а саму актрису сослали в ГУЛАГ. Около 20 лет Капнист провела на лесоповалах, в шахтах, на рудниках – на самых тяжелых работах. Она читала каторжанкам стихи, разыгрывала перед ними пьесы, а сценические костюмы шила ее близкая подруга – Анна Темирева, любимая женщина Колчака. Вернувшись из лагерей, Мария Капнист начала много сниматься в кино: «Олеся», «Руслан и Людмила», «Бронзовая птица», «Шанс», играла графинь, ведьм, таинственных старух.
В декабре 2007 года, при поддержке предводителя Харьковского дворянского собрания Алексея Иваницкого была создана общественная организация «Фонд памяти Капнистов», которую возглавила дочь актрисы Радислава.
Полезные ссылки:
- Книга В.В.Капнист Избранные произведения. — Л. : Советский писатель. 1973
https://imwerden.de/pdf/kapnist_izbrannye_proizvedeniya_1973__ocr.pdf - https://d1825.ru/viewtopic.php?id=1547
Список использованной литературы:
- Саитов В. Капнист, Василий Васильевич // Русский биографический словарь: в 25 томах. — СПб.-М., 1896–1918.
- Глинский Б. Б. Капнист, Василий Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890–1907;
- К. Ю. Лаппо-Данилевский, Г. Н. Моисеева. Капнист Василий Васильевич // Словарь русских писателей XVIII века, вып. 2,. — СПб., 1999;
- https://rustih.ru/vasilij-kapnist/
- https://rvb.ru/18vek/kapnist/01text/02theatre/253.htm
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Капнист_Василий_Васильевич
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Капнист_Василий_Петрович