Алексей Гаврилович Венецианов — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой “венециановской школы”.
Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию (город Нежин) в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы. Отец Гаврила Юрьевич 2-й гил. купец, мать Анна Лукинична (в девичестве Калинина, дочь московского купца Лукьяна Абрамовича Калинина).
Ученик Эрмитажа
Алексей Венецианов родился 7 февраля 1780 года в семье греческого происхождения. Его предки приехали в небольшой город Нежин в Черниговской губернии в 1730-х годах. В России они получили прозвище Венециано, которое позже превратилось в фамилию Венециановы. Сначала они считались дворянами, но позже, когда перебрались в Москву, в праве на дворянство им отказали. Семью записали в купеческое сословие.
Алексея Венецианова отдали учиться в Московский пансион. Мальчик очень рано заинтересовался живописью. Его первым учителем был художник-самоучка, имя которого неизвестно. А одной из самых ранних работ — портрет матери.
Когда Венецианов окончил пансион, его приняли на службу в Чертежное управление, и вскоре перевели в Санкт-Петербург — на должность помощника землемера. Параллельно он продолжал рисовать, особенно увлекался портретами, работал в основном пастелью.
В 1807 году Алексей Венецианов перевелся в Канцелярию директора почт Дмитрия Трошинского. У него наконец появилось свободное время: на новой должности не нужно было постоянно ездить в командировки. Венецианов начал ходить в Эрмитаж — делал наброски, копировал картины. Художник говорил: «Часто по целым часам стою в Эрмитаже перед картиною и дохожу, как то, как это сделано и отчего оно так поразительно хорошо». Он познакомился с художником Владимиром Боровиковским и вскоре стал брать у него уроки.
В 1808 году Венецианов решил издавать «Журнала карикатур на 1808 год в лицах» — первый российский юмористический листок. Но читатели его так и не увидели: кто-то показал карикатуры императору. Тираж конфисковали и сожгли, а художник еще долго отдавал долги.
В 1809 году Алексей Венецианов перевелся в Лесной департамент, потом — в Департамент государственных имуществ Министерства финансов. Но он мечтал о звании художника. Для этого представил на суд в Академию художеств одну из своих лучших на тот момент работ — «Автопортрет». Совет присвоил живописцу степень «назначенного в академики» и дал задание написать портрет. Художник написал профессора Головачевского с учениками, и ему присвоили звание академика.
В конце 1810-х Алексей Венецианов стал известен в столице и писал полотна на заказ.
В 1815 году Венецианов женился на Марфе Азарьевой, у них родились две дочери. Художник жил то в имении Сафонково, то в Санкт-Петербурге, в это время он писал в основном портреты. В 1818 году Венецианов создал целую серию, в которой изобразил известных государственных деятелей. Картины он подарил императрице Елизавете, а в благодарность получил от нее золотую табакерку.
15 марта 1819 года Венецианов подал прошение об отставке. Он мечтал окончательно переселиться в усадьбу, заниматься только живописью. Приезжая в Сафонково, художник писал картины новой тематики: он изображал повседневную жизнь крестьян и сельские пейзажи. Люди для его портретов не наряжались и не позировали — они занимались бытовыми делами, обыденным трудом. Венецианов писал крестьянок за работой, матерей с детьми, девушек за гаданием. Для некоторых картин — «Утро помещицы», «На пашне. Весна» — художнику позировала жена.
Считается, что русская бытовая живопись началась с полотна Венецианова «Очищение свеклы» (или «Чистка свекла»). В 1823 году император Александр I купил картину за 1000 рублей.
Деньги от продажи картин Алексей Венецианов решил потратить на обучение талантливых начинающих художников. Первые ученики появились в Сафонково уже в 1824 году. Художник учил их писать с натуры — это было одним из его принципов. «Ничего не изображать иначе, как только в натуре, что является повиноваться ей одной», — писал Венецианов. Почти все время он с учениками проводил на улице, а в плохую погоду они работали над натюрмортами.
Художник говорил: «Имеющий истинное знание в живописи не станет определять себя к одному или другому роду». Его ученики не специализировались на одном жанре, они писали и натюрморты, и портреты, и пейзажи. Многие из них были крестьянского происхождения: Венецианов часто уговаривал помещиков дать вольную талантливому крепостному или даже выкупал его за свои деньги. Иногда Венецианов обращался за помощью в Общество поощрения художников или организовывал сбор средств в Петербурге. Однако в Академии художеств к его педагогической деятельности относились довольно прохладно. Профессорам, воспитанным на античных традициях и высоких сюжетах, натурализм был чужд. Венецианов же учил молодых художников отражать на картинах жизнь в ее разных проявлениях — и не навязывал им академические каноны живописи.
В 1831 году во время эпидемии холеры умерла жена художника. Венецианов вместе с дочерьми надолго уехал в Петербург. Брал много заказов: писал портреты и иконы, участвовал в оформлении храмов. Художник хотел получить Демидовскую премию и создал конкурсную картину «Петр Великий. Основание Петербурга». Но конкурс не состоялся, а полотно художник подарил Санкт-Петербургской фондовой бирже.
В 1839 году Алексей Венецианов написал картину «Причащение больной женщины Святых Тайн». Этот сюжет — у постели больного или умирающего — позже стал классическим для бытовой живописи.
Вскоре Венецианов вернулся обратно в имение. Стареющий художник продолжал заниматься с учениками и работать. В сентябре 1847 года он завершал работу над образами для церкви калязинского Троицкого монастыря. Через несколько месяцев Алексей Венецианов погиб по трагической случайности — выпал из саней. Его похоронили на сельском кладбище деревни Дубровской в Тверской области. Сейчас деревня называется Венецианово.
Старшая дочь живописца — Александра Алексеевна Венецианова (1816—1882) — стала одной из первых русских художниц.
Когда её отец оставил службу и поселился с семьей (женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой) в деревне Сафонково Тверской губернии, он организовал собственную художественную школу, которую посещала и Александра.
Александра Алексеевна исполняла портреты, жанровые картины, натюрморты. Её работы имеются в Государственной Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее.
«Её искусство, очень искреннее, несет на себе печать наивности, свойственной так называемым домашним живописцам».
Обе сестры не были замужем; Фелицата завещала часть своего состояния на учреждение в Академии художеств стипендии имени отца, а его «Автопортрет» — в Русский музей. Александра «после смерти отца осталась почти без средств к существованию, вынуждена была продать отцовское имение Сафонково. До самой смерти вела переписку о помещении её в Смольный дом призрения».
В начале 1860-х написала “Записки”, главным героем которых стал ее отец.
Портрет дочери – один из самых обаятельных детских портретов в русском искусстве. Он написан с редкой для художника живописной свободой. Светлая цветовая гамма образует в живописи лица тончайшую игру оттенков, рождая ощущение дыхания жизни. Легкий наклон головы, чуть приоткрытый рот, наивно распахнутые глаза – и возникает трогательный образ детства с его доверчивой открытостью миру.
Источники:
- https://www.culture.ru/persons/8226/aleksei-venecianov
- https://ru.wikipedia.org/
- http://venecianov.ru/
- https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/venecianov_aleksey_gavrilovich/
- https://books.google.ru/books
- https://www.tretyakovgallery.ru/