Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ
20 ноября 2019

Сарианиди Виктор

 

Виктор Иванович Сарианиди — российский археолог, доктор исторических наук, иностранный член Национальной академии деи Линчеи (Италия), член Антропологического общества Греции, почётный академик Академии Туркменистана (2012). Автор более 30 книг и свыше 300 научных публикаций.

Благодаря работе Сарианиди Бактрии и Маргиане (современные Афганистан и Туркменистан) были найдены следы ранее известной лишь по надписи на Бехистунской скале страны Маргуш, что позволило взглянуть по-новому на развитие и историю древневосточных культур (Бактрийско-Маргианский археологический комплекс (БМАК), центральноазиатский очаг древней культуры эпохи бронзы). На территории современного Туркменистана им была открыта культура, в которой можно проследить корни зороастризма. Наиболее ярким памятником БМАК является Гонур-Депе — большой храмовый город, где жили язычники, поклонявшиеся множеству богов, в том числе и огню, с храмовыми комплексами огнепоклонников.

Родился 23 сентября 1929 года в Ташкенте, в семье понтийских греков.

Окончил в 1952 г. Среднеазиатский государственный университет.

Ученик профессора М. Е. Массона. В 1949 году, ещё будучи студентом, начал работать в Туркмении. Участвовал в раскопках таких известных ныне памятников как Тахирбай, Яз-депе (1955—1956), Тоголок (1970-е годы).

В 1959—2003 годах работал в Институте археологии РАН.

К 1990 году им в древней дельте реки Мургаб было открыто не менее 200 отдельных поселений эпохи бронзы и раннего железного века — страны Маргуш. Начиная с 1974 г. проводил раскопки столичного города этой страны Гонур-Депе. Храмовый город был основан в конце III тыс. до н. э. и просуществовал до конца 16 века до н. э. Его центральную часть (общая площадь около 25 га) составляет кремль с дворцом в центре, который окружен стенами с прямоугольными башнями. Вне этих стен с востока выстроен наиболее ранний из известных Храмов Огня. С других фасов кремля сооружены Храм жертвоприношений (запад и юг) и Комплекс общественных трапез (север). Храмы обнесены вторым рядом монументальных стен, усиленных также прямоугольными башнями. С юга к этому каре стен примыкает система из двух бассейнов, главный из которых имеет размеры 100 на 60 м. На южном берегу этого бассейна был выявлен Храм Воды, помещения которого свидетельствуют о бытовании у населения Гонура поклонения воде.

В 1996 г. в 350 м к западу от центральной части был найден Большой некрополь, который раскапывался 10 лет и дал сведения почти о 3000 погребениях.

В 2000 году стал гражданином Туркмении.

Весной 2004 г. на восточном берегу Главного бассейна были обнаружены 5 царских могил в виде подземных домов, сформировавших вместе с тремя огромными грунтовыми ямами-котлованами, где были похоронены животные и слуги, царский некрополь. Ещё 3 царские могилы были найдены в 2009 г. В каждой из гробниц, не раз ограбленной в древности, удалось найти прекрасные образцы искусства, богатые золотые клады, а самое ценное — сохранившиеся фрагменты декоративного убранства передних фасадов гробниц мозаичные панно с сюжетными композициями. Эти мозаики, выполненные в технике, сочетающей живопись по штукатурке с каменными мозаичными вставками, на сегодняшний день являются самыми ранними сюжетными мозаичными картинами в мире.

Наличие обрядов, предохраняющих землю от ритуального загрязнения, явные свидетельства культа Огня и Воды, а также культа священного галлюциногенного напитка Сома-Хаома и др. дало основание археологу предполагать, что именно здесь складывались верования, на основе которых в итоге развилась религия зороастрийцев. Сарианиди пришёл к фундаментальному выводу:

Зороастр, как полагает большинство ученых, родился в 1-м тысячелетии до нашей эры. Но рождение зороастрийских ритуалов произошло не в Иране… Они родились в Туркмении. Отсюда последовало победное шествие Зороастризма, пока не пришли арабы и их, жителей Маргуша, «не изничтожили».

С 1969 по 1979 гг. Сарианиди был соруководителем (вместе с И. Т. Кругликовой) Советско-Афганской археологической экспедиции, где проводил разведку и раскопки памятников эпохи бронзы. В 1978 году в Афганистане Виктор Сарианиди сделал открытие, поставившее его в один ряд с наиболее известными широкой публике археологами прошлого — Генрихом Шлиманом (сокровища царя Приама в Трое) и Говардом Картером (сокровища Тутанхамона). Ему удалось обнаружить семь кушанских царских захоронений I века до н. э. в Тилля-тепе(так называемое «Бактрийское золото» — 20 тыс. золотых предметов).

Выступил автором более 30 книг, последняя из которых, «Сокровища древней Маргианы», была выпущена им незадолго до смерти.

22 декабря 2013 года учёный скончался после непродолжительной, тяжёлой болезни на 85-м году жизни. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище, 20 участок.

“Все, кто работал вместе с Виктором Ивановичем Сарианиди, дружил с ним, убедились в том, что это был сильный духом, энергичный, благородный человек. Многих восхищали его мудрость, трудолюбие, научные идеи. Светлая память о выдающемся ученом Викторе Ивановиче Сарианиди навсегда сохранится в наших сердцах. Да упокоится в раю душа его!” — говорится в некрологе, подписанном президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым и членами правительства.

Экспедиционные исследования В.И. Сарианиди

1948 г. – Раскопки на «обсерватории Улугбека, г. Самарканд, Узбекистан.

1949 г. – ЮТАКЭ. Раскопки на Нисе. Маршрутные разведки на юго-западе Туркменистана (Мешеди-Мисриан)

1950-1954 гг. Ниса, Султан-Кала, Гяур-Кала, Туркменистан.

1953 г. – разведка в Тахирбайском оазисе

1955-1956 гг. – раскопки в оазисе Тахирбай, разведка на Аучин Депе, Яз-депе, Туркменистан.

1957-1959 гг. – Геоксюр, Туркменистан.

1960-1965 гг. – Раскопки Бамутских курганов, Чечено-Ингушетия.

1966-1969 гг. – Туркменистан. Раскопки Улуг Депе, Хапуз Депе, участие в работах на Алтын Депе.

1969-1979 гг. – Афганистан. Составление археологической карты памятников эпохи бронзы, раскопки на Дашлы, Алтын, Тиля Тепе.

1972 г. – Туркменистан, раскопки на Аучин депе, Тахирбай, открытие Гонур Депе.

1974 г. – Туркменистан, начало раскопок кремля Северного Гонура; открытие Тоголокского оазиса (около 30 поселений) 

1974-1976 гг. – Туркменистан, работы в Тоголокском оазисе, Тоголок 1.

1977 г. – Туркменистан, Открытие и разведочные работы в оазисе Аджи Куи.

1978 г. – Туркменистан, частичные раскопки в Келелийском оазисе (Келели IV),

1978 г. – начало 1979 г.  Открытие и раскопки некрополя кушанского времени Тилля-Тепе в Афганистане.

1983 г. – начало раскопок Тоголок 21.

1983-1986 гг. – раскопки на Тоголок 21.

1987 – 1988 гг. раскопки на Тоголок 1.

1988 г. – по настоящее время – Туркменистан, работа на разных объектах Гонур Депе.

1989 г. – Туркменистан, раскопки на Теменосе Гонуар (Южный Гонур).

1990 г (осень) – Международный Полевой семинар, в котором приняли участие археологи из СССР, США, Италии, Германии и Финляндии.

1992 г. –  открытие Главного (или Большого) некрополя Гонура.

1991-1995 гг. – раскопки Дворца Гонура (Северный Гонур).

В 1992-1995 гг. работами на некрополе руководил известный итальянский археолог Сандро Сальватори  (cм. его работы: Sandro Salvatori, 1993, 1994, 1995 гг.)

1992-2001 гг. – раскопки Большого некрополя Гонура.

2002 – 2004 гг. – раскопки на северном, западном и южном фасах дворцово-храмового комплекса Северного Гонура.

2003 г. – начало реставрационно-консервационных работ на дворце Гонур-депе.

2004 г. – открытие Царского некрополя Гонура.

2005 г.  – открытие мастерской по вторичному обогащению бронзовых сплавов.

2006 – 2008 гг. – открытие архитектурного комплекса на юго-западе Гонур-депе с ритуальным погребением животных в центре.

2007 – 2008 гг. – реставрационно-консервационные работы на дворце Гонур-депе.

2008 г. – открытие небольшого поселения Гонур 20 в 1.5 км к югу от Центральной части.

2009 г. – открытие новых гробниц на царском некрополе Гонура за пределами обводной стены; начало раскопок к востоку от Храма Огня Гонура (восточный фас за пределами стены каре).

2010 – 2011 гг. – раскопки к востоку от Храма Огня Гонура (восточный фас за пределами стены каре). Открытие и начало раскопок на новом небольшом поселении Гонур 21 в 3 км к югу от Гонур Депе.

2012 г. – раскопки на северо-западе и юг-востоке Гонур-депе за пределами обводной стены.

2013 г. – раскопки на юго-западе Гонур-депе за пределами обводной стены.

 

Источники:


публикация от 04/2009

Презентация в Фессалониках труда великого археолога современности Виктора Сарианиди – «Зороастризм: новая родина древней религии»

ZOROASTRIANIZM: A NEW MOTHELAND FOR AN OLD RELIGION
   «…Надо помогать Добру, и тогда будет все хорошо»

9 апреля 2009 года в Фессалониках Понтийским центром «Аргонавты Комнины» (руководитель – Христос Галанидис) и издательством «Братья Кирьякидис» будет проведена презентация книги великого археолога Виктора Сарианиди «Зороастризм: новая родина древней религии». 

Книга издана известным издательством «Братья Кирьякидис».
Редакция русского текста труда – профессора Надежды Дубовой.
Перевод на греческий – Илиаса Петропулоса.
Редакция греческого текста – Манолиса Маноледакиса.

– …Известный французский археолог академик Поль Бернар, с ним мы вместе в одно время работали в Афганистане. Он на древнегреческом городе Айя Ханум, а я на Тилля Тепе. Когда я приехал к нему и сообщил, что мы нашли золотые монеты, он заплакал у меня на груди: «…Я 20 лет копаю Айя Ханум, и еще золото не находил».

– Следовательно, и применительно к археологии, можно говорить об удаче.

– Можно говорить и так. Нам просто повезло.
«…Мы были первые, которые получили разрешение копать в Афганистане еще в 1922 году, а потом уже туда приехал Вавилов и другие русские ученые и совершенно справедливо, что выставка золотых украшений из Афганистана будет впервые демонстрироваться во Франции» – слова Поля Бернара.

– Но позвольте с уважаемым Полем Бернаром не согласиться, все эти уникальные золотые украшения были обнаружены советской археологической экспедицией, которую возглавляли вы – доктор исторических наук, советский археолог Виктор Сарианиди! …Неужели Поль Бернар и ваши коллеги на Западе благополучно «забыли» об этом факте?! 

– …Одной строчкой и мелким шрифтом, что советско-афганская экспедиция и так далее.
И французы, которые выходили с этой выставки, я это видел, были абсолютно уверены, что все это было найдено французами.

 Одно наглядное доказательство, на вашем примере, как в науке и других областях человеческой деятельности фальсифицируется истина.

– …Ну, так выходит.

– Получается, Виктор Иванович, когда речь идет об успехе, вопросы чести попираются. 

– Не оказывается, Нико. Так только и делается.
…Меня за это обида взяла. Россия (Советский Союз) давала деньги, десять лет мы там копали. Археологи там все были советские из Узбекистана и Москвы, а все взяли себе в руки французы.

 …Вы, помнится, говорили и роли Греции в ваших археологических исследованиях экспедиций во второй половине 1990-х – начала 2000-х годов.

– Роль Греции, скажу вам, огромная. Когда руководитель греческого министерства Культуры Афанасиос Микруцикос вызвал меня для введения в курс дела, то после нашего разговора был подписан договор на 5 лет, в течение которых каждый год они давали 20 тысяч долларов. В последующие годы множество обществ в Греции помогали финансово моей археологической экспедиции в Туркменистане. И поэтому, когда в этот раз поедем в Туркмению, там, у места археологических раскопок, будет установлена памятная табличка, информирующая о «греческом вкладе» в проведение наших археологических экспедиций. …Последние два года нам помогает американское посольство в Туркмении.
Они дают деньги на реставрацию и консервацию всех изделий, которые мы нашли.

– А что их, скажите, пожалуйста, подвинуло на это?

– Они по всему миру так работают – консервируют выдающиеся вещи для сохранения их для всего потомства. …Туда приезжают туристы со всего мира для того, чтобы все это посмотреть.

– Виктор Иванович, в продолжение темы восстановления исторической справедливости в археологической науке. …Вы – оптимист?

– Я уже очень многое сделал для этого. Надеюсь, с помощью СМИ,  так же недавно организованного фонда, нам всем вместе удастся прорвать информационную блокаду.

       Фонд имени Виктора Сарианиди

Вот, как раз для этих самых целей, восстановления исторической справедливости в археологической науке, поддержке археологических исследований создан Фонд поддержки археологических исследований, который носит имя великого русского археолога, легенды мировой археологии, понтийского грека Виктора Сарианиди.

Координатором фонда является Ирина Бегунова (Харитиди).

– Мое глубокое убеждение заключается в том, что когда ты обладаешь глубокими знаниями, ты вооружен. Именно этим целям служит создание Фонда поддержки археологических исследований имени Виктора Сарианиди.
Хочется поблагодарить посла Греции в России Михаила Спинеллиса, который недавно нанес визит Виктору Ивановичу домой и засвидетельствовал свое, желание Греческой Республики, намерение оказывать ему всяческую помощь в проведение археологических экспедиций в Туркмении.

– Г-н Посол, насколько мне известно, в ответ на предложение ему стать членом Попечительского Совета Фонда имени Виктора Сарианиди, сказал, что это станет для него делом чести.

– Да, г-н Посол именно так и сказал.

– …День рождения фонда? Его официальное название?

– День рождения – 15 февраля 2009 года.
Фонд развития археологии, культурных и духовных традиций имени Сарианиди В.И.
…Те работы, которые провел на протяжение 50 лет Виктор Иванович, они настолько значительны, мы считаем, что необходимо узнать о них и широкой общественности.
…Фонд имени Сарианиди намерен принять участие в подготовке нового поколения российских археологов, чему не способствовали трудные в нашей истории 1990-е годы.

– Тем более, что в этом году, 23 сентября 2009 года, Виктору Ивановичу Сарианиди исполняется 80 лет.

– …Хотелось бы к этой дате достойно подготовиться, чтобы она была достойно отмечена  широкой российской и греческой общественностью.  

   …Что такое Зороастризм?

– …Виктор Иванович, а что такое Зороастризм? 

– Это первая мировая религия в мире. Самая древняя религия. Есть ученые, которые считают, что уже во втором тысячелетии существовала эта религия – Зороастризм.
Я думаю, что первая половина первого тысячелетия до нашей эры  – это будет верней. Значит, эта религия отличается высокой философией. Все было расписано. Все было распределено по полочкам – как жить, что делать. Собственно говоря, почти во всех странах мира сейчас существует общество по Зороастризму, которое занимается изучением Зороастризма.
Никто не думал и я в первую очередь, что Туркмения имеет отношение к Зороастризму.

–   Основные постулаты этой религии?

– Добрые дела, добрые слова. Надо быть добрым. В мире существует зло и добро.
Надо быть на стороне добра. Надо помогать добру и тогда будет все хорошо.
…У них был культ Воды. Ведь на Гонуре был огромнейший заполненный бассейн,
где они совершали омовение. Они с утра не молились, не совершив омовение.
Не приступали к работе, не совершив молитвы.

– Что мы знаем сейчас о документальных источниках этой религии, о ее основной священной книге – «Библии» Зороастризма?

– …Сейчас мы знаем одну четвертую часть Библии Авеста. Три четверти пропало уже.
У них не было письменности. Поэтому, приходится восстанавливать все то, что о них написано в более позднее время.    

–   …Что же нашли археологи?

– Все лингвисты писали, что «без археологов мы не можем», а когда археологи им нашли это все, что не все вписывается  в их гипотезы, вот начинается теперь «а может так»,
«а может вот так».

– То есть, Виктор Иванович, нет четкого представления, когда и где это было.

– …Есть одно из них – самое вероятное. До 7-го века до нашей эры был Зороастризм – в Парфянское время и Сасанидское время. Была авестийская письменность.
И Авеста (Библия) была записана.

…Основной постулат Зоратустры – мир устроен дуально. 
Есть черное, и есть белое. Есть доброе и злое. Есть сладкое, и есть соленое.
Мы познаем мир именно через противоположности.

Обращаюсь к координатору Фонда имени Виктора Сарианиди Ирине Бегуновой:

-…До сентября, 80-летия Виктора Ивановича, осталось совсем немного времени».

– Да, времени осталось, согласна с вами, совсем немного. Мы рассчитываем, что из трех планируемых фильмов, мы выпустим один фильм биографический о Викторе Ивановиче, и надеемся на то, что нам удастся создать два каталога Бактрийского золота и Маргианских находок. Работа над этим идет вплотную.
Мы надеемся на то, что нас поддержат инвесторы и спонсоры.

– В наше интересное время духовность и бизнес должны идти рука об руку!

– …Духовности без бизнеса, к сожалению, не бывает.
Нам нужны меценаты и спонсоры. Будем рады, если кто-то откликнется.

– Масштаб личности нашего великого соотечественника, легенды мировой археологии Виктора Сарианиди, уверен, ни у кого из наших российских и континентальных соотечественников не вызывает сомнений.
…Для продвижения совершенно правильных задач, что ставит перед собой 
Фонд имени Сарианиди, необходимы прямые апелляции от имени Фонда, от имени самого Виктора Ивановича в адрес всем нам известных греческих меценатов, руководства Греческого мира России и постсоветского пространства.

– Нами подготовлены пресс-релизы, обращения. Членом Попечительского Совета, повторяюсь, дал согласие стать посол Греции в России Михаил Спинеллис.

Имя Виктора Сарианиди – нашего соотечественника, великого ученого, одного из немногих непререкаемых моральных авторитетов нашего Греческого мира, греков постсоветского пространства и Всемирного эллинизма,  говорит для нас о многом.
По ним, таким людям, мы «сверяем наши часы». И в этой борьбе за торжество исторической справедливости в археологической науке каждый из нас может внести свою лепту. …Каким образом? Пусть каждому из нас об этом подскажет его сердце!

…Есть черное и белое. Есть доброе и злое. Основные постулаты Зоратустры.
Остается для себя определить, на чьей ты стороне.

«…Надо помогать Добру, и тогда будет все хорошо».

Никос СИДИРОПУЛОС


         Виктор Сарианиди
         Легенда мировой археологии

В декабре 2008 г. труд нашего соотечественника, великого археолога 
Виктора Сарианиди «Некрополь Гонур» («NECROPOLIS of GONUR»)  был удостоен Первой Премии Афинской академии.

Портрет работы художника Павла Арзуманидиса

Виктор Иванович Сарианиди.
Родился 23 сентября 1929 г. в г. Ташкент (Узбекистан).

Выпускник кафедры археологии Среднеазиатского Госуниверситета
(г. Ташкент). 1963 г. – защита кандидатской диссертации.

На основе кандидатской им написана книга «Памятники позднего энеолита юго-восточного Туркменистана» (1965 г.). Кандидатская, написанная на ее основе книга, десятки научных статей возвестили научному миру, что в археологии появился зрелый ученый-исследователь.

К тому времени Виктор Сарианиди прекрасно знал всю Южную Туркмению, от Мисрианского плато на западе до Амударьи на востоке. Более всего его влекла юго-восточная Туркмения, низовья Теджена и особенно Мургаба.
Пустыня, в которую он был влюблен, манила его. Полстолетия великий «Шлиман Востока» трудится в Каракумах. Его открытия потрясли научный мир, вписав новые страницы и главы в концепцию древневосточных цивилизаций. Одновременно с Маргианой Виктор Сарианиди изучал и другой важнейший регион древней Центральной Азии –  овеянную крылатыми греческими легендами Бактрию.

В 1975 г. В.И.Сарианиди защитил докторскую диссертацию на тему «Афганистан в эпоху бронзы и железа». Во время раскопок в Афганистане ему удалось обнаружить некрополь Тилля-тепе («Золотой холм»).
Осенью 1978 г. во время экспедиции он вновь направился на Тилля-тепе, словно какая-то Высшая сила, несмотря на всю сложность и неспокойность ситуации в Афганистане в то время, влекла его к «Золотому холму».
15 ноября 1978 г. были обнаружены первые золотые предметы – незаурядные погребальные приношения. В течение полугода было обнаружено семь погребений, шесть из них раскопаны. Мировому научному сообществу были представлены, помимо глубокого научного исследования, поразительные находки – 20 тыс. золотых предметов так называемого «Золота Бактрии».
Раскопки Виктора Сарианиди в Бактрии и Маргиане привели к открытию новой цивилизации – Бактрийско-Маргианского археологического комплекса.
Данное открытие является наиболее значительным из многочисленных научных открытий, сделанных великим археологом – «Шлиманом Востока».

Виктор Сарианиди. 

Ученый с мировым именем.
Почетный член Антропологического общества (Греция),
Член Американского археологического общества (США, Нью-Йорк).
Награжден орденом Греческой республики «Золотой Крест»,
наградой Туркменистана – «Махтумкули» (у данной награды всего четыре обладателя!), отмечен премией университета Иоаннины (Греция), является носителем одного из престижнейших званий «Почетный посол Эллинизма» (1998), которым номархия Афин награждает общественных деятелей, науки и культуры за их огромные заслуги перед Всемирным эллинизмом.
Отмечен десятками знаков различий (премий, наград) от различных Греческих обществ и организаций соотечественников.

За полстолетия подвижнической деятельности в области археологии им совершены великие открытия: новые эпохи, неизвестные царства, новые цивилизации. Великолепные памятники архитектуры, предметы искусства. Было опубликовано более двух десятков книг Виктора Сарианиди, сотни его публикаций в ведущих научных журналах мира.

Имя Виктора Сарианиди – легенда мировой археологии.

Человек, без остатка погруженный в мир древних руин, за которыми его гениальный полет воображения четко видит силуэты древних людей, стен, башен и алтарей – словно прямой живой свидетель из тех цивилизаций!

Виктор Сарианиди. Помимо того, что этот человек вписал свое имя навечно в мировую, советскую, российскую археологию, он еще, ко всему прочему,  является знаковой персоной для Понтийского и Мирового эллинизма!

Скажите, дорогие соотечественники, а много ли из числа наших соотечественников – наших современников тех, кто вписал навечно свои имена в такие разделы человеческой деятельности, как наука, политика, искусство, культура? Кто из них попадет хотя бы одной строкой в академические (не «корпоративные»!) учебники, энциклопедии? То, что Виктор Сарианиди удостоится этой Высокой чести – сомнений нет!     

Виктор Иванович Сарианиди в наших разговорах часто обращает свое внимание на несовершенствах сегодняшнего дня – нахраписто пропагандируемым медийными СМИ «ценностям» потребления, оголтелой распущенности нравов, культа циничной наживы.

«…Эксперименты советских вождей над своим народом, лицемерие советской идеологии, страшные преступления против нашего народа в 1930-1940-х годах – все это сделало меня «молчаливым» противником «коммунистической системы. На весах прошлого «лицемерие», настоящего – «цинизм», «торжество хама».

 …Может быть, жизнь такая и по-другому нельзя?

– …Этого я не знаю.
…Вам же, дорогой соотечественник, настоятельно советую – возьмите свою «золотую жилу», и не распыляйтесь на псевдо героев. …Забудьте о них! Пишите о Димитриади, о вашем друге Кессиди. Пусть это будут небольшие «карманные» книжки на греческом и русском языках. …А помощь наших состоятельных греков состояла бы в том, чтобы ими вам был выделен грант на этот полезный для Греческого мира труд. …Может быть сегодня, как это вам на первый взгляд не покажется странным, более правильно уделить внимание не сегодняшним делам, а уходящим образам – нашим великим и достойным соотечественникам. Тем видным эллинистам, кто своим подвижническим трудом пропагандирует историю и культуру Греческой нации, классиков новогреческой литературы. И здесь планка, запомните это, должна быть высочайшей!

 – Вас знают многие соотечественники в Греции и здесь в России. Как человека абсолютно самодостаточного, независимого и гордого. …Какую реакцию у вас находит желание отдельных наших просвещенных меценатов оказать вам помощь – для проведения археологической экспедиции и т.п.

– …Ничего хорошего нет – деньги просить. Даже на святое дело. Все равно, кто-нибудь, имейте это всегда в виду, подумает, что «берет себе». …Мне доводилось для этих целей бывать на Кипре и Крите. Ощущения, скажу вам, не из приятных. …Думаю, и там, да и туркмены не верят, как человек может все «до сатиновой рубашки» тратить на раскопки, когда сам проживает в примитивной московской «метражке».

– А у вас порой не возникает сожаление, что могли жить в более комфортных условиях?

– Нетне возникает. Раскопки, заниматься любимым делом – это, все-таки, хорошее дело! …Если бы не отличался последовательностью, то не раскопал Гонур.  

– В детстве, когда отец читал мне Гомера «Одиссею» и «Илиаду», я однажды озадачил его своим детским пытливым вопросом:
«…А когда ты мне расскажешь о том, где греки победили?» Так, Нико, наши отцы взращивали в нас греков! (смеемся)

-…Не став юристом, вы решили стать историком.

– В начале я поступил в пединститут. Два года там проучился и перешел в университет. Учась в университете, ездил на археологическую практику. После окончания вуза поехал по распределению  в Самарканд.

– Жизнь рассудила мудро.  Отведя вас от юриспруденции, Судьба привела вас за руку к вашему истинному Призванию. 

– Вообще, я считаю, что нет худа без добра. Тогда не было настоящей юридической школы. Советская юриспруденция. …Бог уберег.
Слава Богу, я занялся делом, которое мне понравилось и нравится по сей день.

– А, вот, ощущение «что это мое дело» когда пришло?

-…В процессе учебы. Во время первой, или какой по счету археологической партии вы себе вдруг сказали: «…Это – моя жизнь». Вы знаете, у нас в Ташкенте был свой дом и сад. Там было много цветов. Во время войны у нас была коза. Она умерла, и ее закопали в саду. Прошло еще сколько-то лет, я стал копать сад и наткнулся на ее останки: скелет, кожаный ремешок. …Меня этот процесс очищения скелета, помню, захватил! И тогда я впервые осознанно задумался об археологии. И, хотя хотел идти на юридический, археология уже тогда мне была ближе.

– Кто были вашими учителями в археологии? …Были ли среди них люди известные и знаменитые в этой науке?

– Были, конечно. Но мой пример, скажем, не совсем показателен. В университете учился плохо. Из той категории студентов, которые живут от сессии до сессии – к экзаменам напряженно готовятся, а в промежутках бьют баклуши. …Все кардинально поменялось, когда я приехал в Самарканд.

– …Аурахимия, как это принято сейчас говорить, этого города, пропитанного историей, сыграли свою роль!

– Когда я приехал туда, стал там работать. Появился свой материал. На раскопки стали ездить, на это давали какие-то деньги.
…Но чтобы вам понятно было. Я и сейчас, думая о неизбежностях и превратностях Судьбы, не думаю, как бы мне побольше прожить. …Думаю, как бы мне дописать «эту книгу».

– А какая по счету на сей день у вас «эта книга»?

– Мной написано порядка 30 книг. …Спросите меня, а какая разница будет, 27 или 28 книг?

–   Задаю вам этот вопрос!

– Ну, почему-то, мне хочется ее дописать. Я сейчас вот об этом думаю.

– Успеть сделать, может быть, самое главное в этой жизни.

– …Может быть и так!

Никос СИДИРОПУЛОС

Индо-арийские цивилизации: Маргиана (Маргуш)

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!
2021-11-16T16:58:12+03:00